Рассказываем о главных итогах Климатической конференции ООН (КС-29), которая завершилась в Баку: новая цель по финансированию климатических мер, отказ от ископаемого топлива и принятие правил углеродного рынка …
В большинстве источников прошедший в столице Азербайджана климатический саммит в основном рассматривался как ступенька к следующей конференции КС-30, на которой страны представят свои обновленные национальные климатические цели. Однако набирающий обороты климатический кризис заставил участников международных переговоров выставить высокую планку и по многим другим вопросам.
В большинстве источников прошедший в столице Азербайджана климатический саммит в основном рассматривался как ступенька к следующей конференции КС-30, на которой страны представят свои обновленные национальные климатические цели. Однако набирающий обороты климатический кризис заставил участников международных переговоров выставить высокую планку и по многим другим вопросам.
Отказ от ископаемого топлива
Обещание «поэтапно сокращать использование угля» и призыв прошлогодней конференции сторон в Дубае «отойти» от ископаемого топлива породили надежды на принятие более четкой формулировки в Баку. Ископаемые виды топлива - уголь, нефть и газ вносят наибольший вклад в глобальное изменение климата: на их долю приходится свыше 75% глобальных выбросов парниковых газов и почти 90% всех выбросов углекислого газа.
Но под давлением стран-экспортеров углеводородов и поддержке председательства Азербайджана в Баку страны упустили шанс: термин «поэтапный отказ» был полностью исключен из финального текста Программы работ по смягчению последствий (MWP), а решения по этому вопросу были отложены до следующего раунда переговоров. Исчезли и озвученные в прошлом году в Дубае обещания остановить вырубку лесов, постепенно отказаться от субсидий на ископаемое топливо и утроить долю возобновляемых источников энергии к 2030 году.
При этом в кулуарах говорили о сделках по углеводородам, и это спровоцировало дебаты о том, стоит ли доверять странам, добывающим ископаемое топливо, проведение климатических саммитов.
Но под давлением стран-экспортеров углеводородов и поддержке председательства Азербайджана в Баку страны упустили шанс: термин «поэтапный отказ» был полностью исключен из финального текста Программы работ по смягчению последствий (MWP), а решения по этому вопросу были отложены до следующего раунда переговоров. Исчезли и озвученные в прошлом году в Дубае обещания остановить вырубку лесов, постепенно отказаться от субсидий на ископаемое топливо и утроить долю возобновляемых источников энергии к 2030 году.
При этом в кулуарах говорили о сделках по углеводородам, и это спровоцировало дебаты о том, стоит ли доверять странам, добывающим ископаемое топливо, проведение климатических саммитов.
Углеродные рынки
При этом в Баку произошел настоящий прорыв в переговорах о создании глобального углеродного рынка. После почти десятилетия обсуждений странам удалось согласовать пакет правил по статье 6 Парижского соглашения.
С одобрением статьи 6.2, которая регулирует двустороннюю торговлю выбросами между странами, и 6.4, которая создает международный рынок углерода, страны смогут завершить работу над техническими деталями и запустить международные углеродные рынки уже в 2025 г. Это дает возможность сотрудничать в выполнении своих климатических обязательств и заключать двусторонние соглашения.
Однако активисты выразили обеспокоенность таким стремительным решениям по поводу нового механизма. По данным Carbon Market Watch, правила, согласованные для статьи 6.2, недостаточно строги и не могут гарантировать реальное сокращение выбросов. Ключевая техническая информация не должна раскрываться до тех пор, пока сделка не состоится, что может занять годы, следовательно, ни о какой прозрачности не может быть речи, - предупреждают представители гражданского общества.
«Более десятилетия торговли углеродом показали, что углеродные рынки неэффективны в снижении загрязнения климата, - комментируют вопрос создания углеродных рынков Friend of the Earth International - Они были использованы в интересах загрязнителей, не смогли снизить выбросы в соответствии с наукой и даже привели к увеличению выбросов во многих случаях. При этом сделки сопровождались мошенничеством, двойным учетом и отсутствием экологической целостности».
С одобрением статьи 6.2, которая регулирует двустороннюю торговлю выбросами между странами, и 6.4, которая создает международный рынок углерода, страны смогут завершить работу над техническими деталями и запустить международные углеродные рынки уже в 2025 г. Это дает возможность сотрудничать в выполнении своих климатических обязательств и заключать двусторонние соглашения.
Однако активисты выразили обеспокоенность таким стремительным решениям по поводу нового механизма. По данным Carbon Market Watch, правила, согласованные для статьи 6.2, недостаточно строги и не могут гарантировать реальное сокращение выбросов. Ключевая техническая информация не должна раскрываться до тех пор, пока сделка не состоится, что может занять годы, следовательно, ни о какой прозрачности не может быть речи, - предупреждают представители гражданского общества.
«Более десятилетия торговли углеродом показали, что углеродные рынки неэффективны в снижении загрязнения климата, - комментируют вопрос создания углеродных рынков Friend of the Earth International - Они были использованы в интересах загрязнителей, не смогли снизить выбросы в соответствии с наукой и даже привели к увеличению выбросов во многих случаях. При этом сделки сопровождались мошенничеством, двойным учетом и отсутствием экологической целостности».
Россия на КС-29
Углеродные рынки были одним из направлений переговоров, заинтересовавших представителей официальной делегации России. Министр экономического развития РФ Максим Решетников во время одного из мероприятий КС-29 в российском павильоне рассказал, что Россия уже ведет работу с рядом стран для совместной реализации низкоуглеродных проектов. В октябре заключена первая сделка с иностранной компанией из ОАЭ. В целом в Российский реестр углеродных единиц включено 40 российских климатических проектов, к ним могут присоединяться любые страны, - сообщил он.
Темами, которые поднимали в работавшем в кулуарах КС-29 российском павильоне было углеродное регулирование, энергоэффективность в энергетическом секторе, лесные и болотные проекты, «умные решения» для городов, развитие «зеленой» экономики и энергетический переход для российского бизнеса.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин с площадки Баку заявил, что Россия остается приверженной целям низкоуглеродного развития и активно участвует в мерах, которые принимает международное сообщество для противостояния глобальным изменениям климата. По его информации, стране удалось сократить выбросы парниковых газов вдвое к уровню 1990 г. с 3,1 млрд т до 1,6 млрд т эквивалента СО2 в год, а к 2060 г.
Темами, которые поднимали в работавшем в кулуарах КС-29 российском павильоне было углеродное регулирование, энергоэффективность в энергетическом секторе, лесные и болотные проекты, «умные решения» для городов, развитие «зеленой» экономики и энергетический переход для российского бизнеса.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин с площадки Баку заявил, что Россия остается приверженной целям низкоуглеродного развития и активно участвует в мерах, которые принимает международное сообщество для противостояния глобальным изменениям климата. По его информации, стране удалось сократить выбросы парниковых газов вдвое к уровню 1990 г. с 3,1 млрд т до 1,6 млрд т эквивалента СО2 в год, а к 2060 г.
Новая цель климатического финансирования
Основное внимание в Баку было приковано к переговорам по новой коллективной количественной цели по финансированию борьбы с изменением климата (NCQG), которая начнет действовать с 2026 г.
В финальный текст КС-29 вошло соглашение о выделении индустриально развитыми странами не менее $300 млрд в год к 2035 г. для поддержки наиболее уязвимых развивающихся стран. Оно заменило предыдущий годовой целевой показатель в $100 млрд, установленный в 2009 г. на период 2020–2025 гг.
Оценки ежегодных инвестиционных потребностей к 2030 г. на переговорных сессиях в Баку варьировались от $1,55 трлн долл. США до $6,5 трлн. Но переговоры выявили глубокие разногласия по уровням финансирования, типам взносов и ожидаемой донорской базе.
Принятый в финальном тексте КС-29 «300 миллиардный компромисс» и призыв мобилизовать $1,3 трлн к 2035 г. вызвал резкую критику со стороны развивающихся стран и НПО, а Индия выступила с публичной отповедью. Многим не понравилось, что новая финансовая цель не обязывает, а лишь «поощряет» развивающиеся страны вносить вклад в климатическое финансирование «на добровольной основе».
К тому же, только 28% государственного климатического финансирования было выделено в виде грантов, большую же часть составили займы, которые для многих беднейших государств являются неподъемными. Доноры же, в свою очередь, сталкиваются с ужесточением фискальной политики и усилением торговой напряженности.
Еще одним камнем преткновения оказался сам список доноров, основанный на Приложении II. Перечень, принятый РКИК ООН в 1992 г. явно устарел, и некоторые развивающиеся страны с тех пор превратились в экономических гигантов. Очевидно давно назрела необходимость расширения списка развивающихся стран, не входящих в Приложение II, которых можно считать крупными донорами.
«Друзья Земли» назвали КС-29 «саммитом ложных решений». «Ужасная финансовая сделка разрушает понятие исторической ответственности богатых крупных стран -загрязнителей и подталкивает частное финансирование, создающее долги. - считает Киртана Чандрасекаран, Friends of the Earth International.
По мнению климатических активистов, результатом климатической конференции в Баку должно было стать климатическое финансирование, необходимое для адаптации, потерь и ущерба, а также справедливого энергетического перехода. Вместо этого весь мир увидел «обычные силовые игры богатых стран, отчаянно пытающихся уклониться от своих исторических обязательств».
Комментируя итоги климатической конференции в Баку генеральный директор ООО «КарбонЛаб», эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Михаил Юлкин, заметил, что «игра перешла в формат двусторонних отношений». «Возможно, коллективный Запад (он же Север) устал отбиваться от бесконечных претензий и шантажа коллективного Востока (он же Юг) и просто перевернул доску… С кем договорятся, кто из развивающихся стран пойдет навстречу, будет играть по правилам стран-доноров, предоставлять прозрачную отчетность и софинансировать проекты в сфере сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата, тот и получит финансовую помощь».
В финальный текст КС-29 вошло соглашение о выделении индустриально развитыми странами не менее $300 млрд в год к 2035 г. для поддержки наиболее уязвимых развивающихся стран. Оно заменило предыдущий годовой целевой показатель в $100 млрд, установленный в 2009 г. на период 2020–2025 гг.
Оценки ежегодных инвестиционных потребностей к 2030 г. на переговорных сессиях в Баку варьировались от $1,55 трлн долл. США до $6,5 трлн. Но переговоры выявили глубокие разногласия по уровням финансирования, типам взносов и ожидаемой донорской базе.
Принятый в финальном тексте КС-29 «300 миллиардный компромисс» и призыв мобилизовать $1,3 трлн к 2035 г. вызвал резкую критику со стороны развивающихся стран и НПО, а Индия выступила с публичной отповедью. Многим не понравилось, что новая финансовая цель не обязывает, а лишь «поощряет» развивающиеся страны вносить вклад в климатическое финансирование «на добровольной основе».
К тому же, только 28% государственного климатического финансирования было выделено в виде грантов, большую же часть составили займы, которые для многих беднейших государств являются неподъемными. Доноры же, в свою очередь, сталкиваются с ужесточением фискальной политики и усилением торговой напряженности.
Еще одним камнем преткновения оказался сам список доноров, основанный на Приложении II. Перечень, принятый РКИК ООН в 1992 г. явно устарел, и некоторые развивающиеся страны с тех пор превратились в экономических гигантов. Очевидно давно назрела необходимость расширения списка развивающихся стран, не входящих в Приложение II, которых можно считать крупными донорами.
«Друзья Земли» назвали КС-29 «саммитом ложных решений». «Ужасная финансовая сделка разрушает понятие исторической ответственности богатых крупных стран -загрязнителей и подталкивает частное финансирование, создающее долги. - считает Киртана Чандрасекаран, Friends of the Earth International.
По мнению климатических активистов, результатом климатической конференции в Баку должно было стать климатическое финансирование, необходимое для адаптации, потерь и ущерба, а также справедливого энергетического перехода. Вместо этого весь мир увидел «обычные силовые игры богатых стран, отчаянно пытающихся уклониться от своих исторических обязательств».
Комментируя итоги климатической конференции в Баку генеральный директор ООО «КарбонЛаб», эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Михаил Юлкин, заметил, что «игра перешла в формат двусторонних отношений». «Возможно, коллективный Запад (он же Север) устал отбиваться от бесконечных претензий и шантажа коллективного Востока (он же Юг) и просто перевернул доску… С кем договорятся, кто из развивающихся стран пойдет навстречу, будет играть по правилам стран-доноров, предоставлять прозрачную отчетность и софинансировать проекты в сфере сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата, тот и получит финансовую помощь».
Климатическая конференция ООН в Баку действительно была неоднозначной. Тем не менее, она оставила основания для осторожного оптимизма. Переход к чистым технологиям набирает обороты, поддерживаемый амбициозными планами Китая и ЕС. Такие страны как Бразилия, Великобритания, Индонезия и др. взяли на себя амбициозные климатические обязательства.
Успех или неудача таких масштабных и многоуровневых мероприятий как климатическая конференция сторон редко бывают однозначными. Хотя эти переговоры всегда оказываются в центре внимания, они являются всего лишь этапами большом многолетнем процессе. Как заметил Еврокомиссар по вопросам климата Вопке Хукстра: «Это меньше, чем нам бы хотелось, но лучше, чем мы боялись».