Хотя тема воды не вписана в архитектуру Парижского соглашения, всё больше стран и регионов сталкивается с негативными последствиями изменения климата, связанными с водными ресурсами. Среди негативных эффектов, вызванных разбалансировкой климатической системы: засухи, наводнения, нехватка пресной воды и другие бедствия, которые уже приводят к огромным потерям — инфраструктурным, финансовым, человеческим.
Поэтому на COP27 уделяется много внимания водной безопасности — устойчивому доступу к чистой воде для поддержания здоровья, благосостояния людей и социально-экономического развития, защите от загрязнений, переносимых водой, и бедствий, связанных с водой. На территории конференции есть водный павильон, 14-ое ноября на конференции объявили тематическим Днём Воды. Но насколько эти формальные акты привлечения внимания приводят к результатам и помогают решить проблемы, связанные с водной безопасностью?
Потери и ущербы
Впервые за 30 лет переговоров ООН по климату благодаря настойчивым требованиям со стороны уязвимых стран и гражданского общества обсуждение вопроса потерь и ущербов официально включены в повестку дня, а переговоры сосредоточены на согласовании создания механизма финансирования.
Общественность продолжает привлекать внимание к последствиям изменения климата и необходимости срочной помощи тем, кто страдает от них больше всего. Одна из акций — #FloodTheCop прямо символизировала наводнение, с которым сталкивается множество регионов. 7 женщин, одетых в синие платья с лозунгами “The flood is coming” и “Pay now” несли простой и понятный посыл: большая семерка и другие богатые страны несут моральную и юридическую ответственность за вклад в изменение климата, поэтому должны через налогообложение компаний, работающих на ископаемом топливе и другие финансовые инструменты, помогать людям в странах, которые несут наибольшие убытки из-за изменения климата.

Photo credit: Bianka Csenki (Artivist Network), Instagram @8iank4 (@artivistnet)
Вода в 6-ом оценочном докладе МГЭИК
Может возникнуть ощущение, что с “водными” проблемами сталкиваются только страны глобального юга, но это не так. Вопрос водной безопасности актуален для всех и доказательства этому приведены в 6-ом оценочном докладе МГЭИК. На одном из параллельных мероприятий конференции профессор Университета Экзетера Ричард Беттс (Richard Betts, Professor at the University of Exeter) представил выводы главы о воде доклада:
- По оценкам, 4 миллиарда человек испытывают острую нехватку воды по крайней мере один месяц в году
- Общая масса льда снижается во всех ледниковых районах
- Сотни миллионов человек сталкиваются с изменением режима осадков, 163 миллиона человек сталкиваются с более засушливыми условиями, 498 миллионов -- с более влажными.
- По всему миру увеличиваются случаи сильных осадков, что приводит к наводнениям
- Изменения речных стоков также наблюдаются во многих регионах (например, сокращение выработки гидроэлектрогенерации в Северо-восточной Бразилии вызванное 30%-ным сокращением потока в Собрадиньо)
- Во многих регионах растет количество засух. А экстремальные засухи по прогнозам станут более вероятным явлением с усиливающимся изменением климата во многих регионах.
От глобальных изменений к реальным последствиям на местах
По всему миру сегодня можно найти примеры проявления этих устрашающих тенденций, которые прямо сказываются на здоровье и благосостоянии людей, а также экономической стабильности стран. Например, засухи приводят к огромному ущербу пищевой безопасности. Засуха в мае-июне 2019 в юго-западном Китае привела к пересыханию более 100 рек, более 640.100 гектаров культур были уничтожены. Прямые экономические потери составили 2.8 млрд юаней (400 млн долларов).
Это доказывает, что до сих пор мы не можем предугадать локальные последствия изменения климата на местах и риски, вызванные изменениями. Существует огромная пропасть между научными данными о глобальной ситуации и местными мерами адаптации городов, регионов и стран. Розалинд Конфорт из Walker Institute поделилась подходом инициативы Мой климатический риск ( eng. My Climate Risk), которая направлена на разработку и внедрение подхода "снизу вверх" к региональным климатическим рискам. Он помогает сократить пропасть между массивными климатическими моделями и применяемой практикой по принятию решений на местах.
Учет водных вопросов в национальных климатических планах
Еще одним из инструментов для “приземления” глобальных изменений и выработки практических мер является Водный трекер (eng. Water Tracker). Это инструмент, помогающий странам самостоятельно оценивать и повышать водную безопасность через национальные климатические планы и ОНУВ (определяемые на национальном уровне вклады). В них, как правило, пока игнорируется стратегическая роль воды в решении климатических проблем. Хотя вода необходима и для усилий по сокращению выбросов углекислого газа, и для адаптации к климатическим изменениям.
Инструмент должен помочь и с распределением финансирования среди наиболее уязвимых стран. Амгад Эльмади из Global Climate Fund (фонд, созданный в рамках РКИК ООН в качестве оперативного органа Финансового механизма для оказания помощи развивающимся странам в адаптации и смягчении последствий для противодействия изменению климата) считает, что Water tracker может повлиять на качество климатических финансов и играть большую роль при распределении. Для фонда важно понимать, к чему приведут те или иные проекты и инвестиции в них.
Сегодня в работу с инструментом уже вовлечены 10 стран: КОста-Рика, Египет, Малави, Сомали, Уганда, РУанда, Непал, Палестина, Панама и Уругвай. Ms Nicole Franciso из Министерства окружающей среды Панамы рассказала, что они уже используют этот инструмент, чтобы понять насколько их ОНУВ приведут к нужному результату. Панама еще не разработала национальный план адаптации и утверждает, что с опытом использования Water tracker разработка точно станет более успешной. Уже сейчас они поняли, что данные и показатели по воде стоит включить в разные сектора ОНУВ, в т.ч. в сектор энергетики.
Гидроэнергетика продолжает быть в фокусе внимания
Реки играют жизненно важную роль в поглощении углерода и повышении устойчивости к изменению климата, однако гидроэлектростанции (далее, ГЭС) не позволяют рекам выполнять эти важнейшие функции. Несмотря на не раз доказанный вред, крупная гидроэнергетика всё еще рассматривается некоторыми лицами, принимающими решения, как климатически справедливое и эффективное решение, помогающее снизить выбросы парниковых газов. При этом плотины и водохранилища могут являться крупным источником метана: в случае затопления территорий с богатой растительностью (что происходит крайне часто) начинается гниение оказавшейся под водой биомассы и увеличение эмиссии метана тем большее, чем больше водная поверхность, образовавшаяся в результате затопления.
На предыдущем COP в Глазго 300 организаций из 69 стран выступили с Глобальной декларацией "Реки для климата", призывающей правительства и лидеров, участвующих в КС26, защитить речные экосистемы и прекратить использовать скудные климатические фонды для финансирования ложных климатических решений, таких как гидроэнергетика. На COP27 организации, подписавшие декларацию, в рамках параллельного мероприятия "Centering the protection of Rivers and rights in Achieving Climate Justice" рассказали о продолжающихся проектах в области крупной гидроэнергетики и поделились случаями уничтожения крупными плотинными ГЭС местных экосистем. Коренные народы выселяются с территорий, на которых их предки живут в течение многих веков, сокращается биоразнообразие, происходят потери флоры и фауны. Один из таких проектов — Гранд Инга — крупнейшая в мире гидроэнергетическая схема на реке Конго. Как правильно отметил Эрик Кассонго, директор Centre Congolais pour le Développement Durable (CODED), работающий против этого проекта: “Чистый источник энергии не может вредить окружающей среде и коренным народам территории!”.
В РФ работают 193 ГЭС. Из них 15 — с установленной мощностью свыше 1000 МВт. Крупными считаются 86 объектов — их мощность превышает 25 МВт. При этом российская общественность солидарна с международным сообществом на протяжении многих лет выступает против крупных ГЭС,объясняя, почему это не может быть климатическим решениям (Манифест “10 причин, почему инициативы по климату не должны включать проекты крупных ГЭС”, обращение НПО против попытки “озеленить” гидроэнергетику).
Сложно сказать однозначно насколько мировое сообщество продвигается в решении проблем, связанных с водными ресурсами и явлениями. С одной стороны, продолжается борьба с последствиями проблемы, а не с причиной, продвижение ложных решений (таких, как крупные ГЭС), ущемление коренных народов, деградация водных и экосистем суши. С другой стороны, есть прогресс в определении мер, которые приведут к обеспечению водной безопасности. Ключевые компоненты -- это анализ и исследование последствий климатических изменений, связанных с водой; совершенствование управления водными объектами; сохранение водных экосистем, включая меры снижения антропогенного воздействия на климат и на чистоту природных вод. Самое главное, чтобы эти меры приводили к справедливому решению проблем и были направлены в первую очередь на поддержку наиболее страдающих от проблем с водой людей и их сообществ.
