ВСЕ НОВОСТИ

Обновить авиастандарты

Международные действия
Чуть более года до момента, когда требование сокращать выбросы парниковых газов при зарубежных перелетах станет обязательным. Российская авиация может при этом потерять более 250 млрд руб. – подсчитали эксперты. А Минэкономразвития РФ подготовил изменения в нормативные акты.

Для российских авиакомпаний вступающее в 2027 г. требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО) чревато затратами в размере до 258 млрд руб. к 2035 г. на углеродные единицы и зеленое топливо, которого в России пока нет, - подсчитали в Earthood Russia. При этом объем необходимых к компенсации выбросов парниковых газов, по мнению экспертов, за этот период вырастет минимум в три раза: с 0,5-1,3 млн т СО2-экв. до 1,1-3,6 млн т СО2-экв.

Импульсом для столь серьезных изменений стала программа CORSIA, разработанная Международной организацией гражданской авиации. Под ее эгидой в 2022 г. была принята долгосрочная желательная цель для международной авиации по достижению нулевого уровня выбросов CO2 к 2050 г. Согласно ей, уже к 2030 г. выбросы CO2 от авиационного топлива должны быть снижены на 5%.

Также планируется ввести схему компенсаций, которая потребует от авиакомпаний компенсировать объем выбросов CO2, превышающий уровень 2019 г. В настоящее время CORSIA действует в пилотном режиме, а с 2027 г. станет обязательной для авиакомпаний всех государств-членов ИКАО, включая Россию.

Возможные риски в связи с началом вступления в действие обязательных требований ИКАО о сокращении авиационных выбросов CO2 были обозначены замглавы комитета Госдумы по энергетике Юрием Станкевичем. Он обратился с этим вопросом в Минэнерго, Минтранс, Минпромторг и Минэкономразвития с предложением выйти из соглашения, касающегося авиационной отрасли.

Как следует из Global Aviation Sustainable Outlook 2025, присоединение к новым международным авиационным стандартам несет не только риски, но и возможности.

Ключевым риском называют доступность и нынешняя стоимость «зеленого» авиационного топлива (SAF). Также - разрозненные стратегии и политики по внедрению SAF, недолгосрочный характер субсидирования, отсутствие политической воли правительств крупных стран (включая Китай, Индию и Россию) к реализации CORSIA, геополитическая напряжённость. На фоне прогнозируемого увеличения цен на авиабилеты в первой половине 2025 года авиаперевозчики обеспокоены перспективой переложить на пассажиров дополнительные расходы по внедрению SAF.

Но при этом эксперты говорят и о новых возможностях для отрасли. Наблюдается рост инвестиций в проекты по разработке электрических самолётов с вертикальным взлётом и посадкой (eVTOL). В 2024 г. в отрасль было инвестировано более $2,3 млрд, а с 2019 г. – более $13 млрд.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), сокращение косвенных выбросов парниковых газов от других секторов экономики уже сейчас является для авиакомпаний ключевым драйвером внедрения SAF. В 2024 г. восемь государств Азиатско-Тихоокеанского региона (а именно этот регион рассматривается Россией как перспективное стратегическое направление) приняли национальные политики и стратегии по внедрению SAF. К 2030 г. доля SAF в этих странах должна составить не менее 10%.

Пока в российском законодательстве положения для выполнения указанных требований отсутствуют. Минэкономразвития в связи с этим предлагает уточнить отдельные положения Закона об ограничении выбросов парниковых газов и Воздушного кодекса РФ. Соответствующий законопроект подготовлен Минэкономразвития по поручению премьер-министра Михаила Мишустина в конце июля.

С момента вступления новых правил CORSIA российские авиакомпании должны будут проводить мониторинг потребления топлива при выполнении зарубежных перелетов, ежегодно формировать и верифицировать углеродную отчетность, а с 2031 г. - компенсировать выбросы углекислого газа, превышающие базовый уровень (рассчитанный ИКАО) за предыдущие годы, начиная с 2027-го. Подавать в ИКАО консолидированную информацию по авиакомпаниям должен уполномоченный орган РФ.

По словам Министра экономического развития РФ Максима Решетникова, «Россия - член Международной организации гражданской авиации. К 2027 г. предстоит наладить верифицированную отчетность российских авиакомпаний, а к 2030-му - имплементировать в России международные механизмы компенсации сверхнормативных выбросов от международных полетов».

В связи с этим Минэкономразвития РФ планирует установить правовые основания для вышеперечисленной деятельности авиакомпаний, на которые будут распространяться новые требования. Планируется определить требования в части подготовки и представления углеродной отчетности, соответствующей международным стандартам ИКАО по CORSIA. Также - ввести в законодательство РФ требования в части компенсации выбросов углекислого газа.