Какую роль играют страны БРИКС в международной климатической политике, есть ли у России шансы усилить климатическую повестку в год своего председательства в объединении? Лаборатория экономики изменения климата НИУ ВШЭ и Центр международных и сравнительно-правовых исследований подготовили совместный доклад.
Авторы доклада «На пути к глобальному зеленому лидерству: приоритеты сотрудничества стран» детально рассмотрели климатическую политику стран объединения, проанализировали участие стран в многостороннем сотрудничестве и позиции государств по ключевым вопросам международной климатической повестки.
В последние 30 лет именно участники этого объединения определяют динамику глобальных выбросов парниковых газов. На данный момент на страны БРИКС приходится порядка 30% мирового ВВП и 45% мирового населения, а также – более половины глобальных выбросов парниковых газов. Китай, Индия в России входят в четверку мировых лидеров по объему выбросов парниковых газов. С 1990 г. выбросы от потребления ископаемого топлива в Индии и Китае увеличились более чем в 4,5 раза, а в Бразилии – в 2,2 раза.
При этом у большинства стран объединения БРИКС превалирует стремление перейти от низких к средним и высоким душевым доходам в мире. «И если они будут осуществлять этот переход, дублируя модели роста и паттерны потребления западных стран, мир быстро устремится к климатической катастрофе», - пишут авторы доклада.
В последние 30 лет именно участники этого объединения определяют динамику глобальных выбросов парниковых газов. На данный момент на страны БРИКС приходится порядка 30% мирового ВВП и 45% мирового населения, а также – более половины глобальных выбросов парниковых газов. Китай, Индия в России входят в четверку мировых лидеров по объему выбросов парниковых газов. С 1990 г. выбросы от потребления ископаемого топлива в Индии и Китае увеличились более чем в 4,5 раза, а в Бразилии – в 2,2 раза.
При этом у большинства стран объединения БРИКС превалирует стремление перейти от низких к средним и высоким душевым доходам в мире. «И если они будут осуществлять этот переход, дублируя модели роста и паттерны потребления западных стран, мир быстро устремится к климатической катастрофе», - пишут авторы доклада.
При этом участники БРИКС сильно отличаются друг от друга по уровню развития, экономической специализации и структуре энергетических систем. Россия является крупным производителем и экспортером всех основных видов ископаемого топлива (нефти, природного газа и угля), Бразилия экспортирует нефть, а ЮАР – уголь. В то же время Китай и Индия входят в число крупнейших импортеров энергоносителей в мире, имея явные перспективы дальнейшего увеличения импорта.
Как подчеркивают эксперты, практически все страны БРИКС имеют цели достижения углеродной нейтральности к 2050-2070 гг. Исключениями являются Египет и Эфиопия, а также Иран, не являющийся стороной Парижского соглашения. Цели по выбросам на 2030 г. во всех странах различны и по форме, и по амбициозности. К наиболее амбициозным относятся планы ОАЭ и Саудовской Аравии, а к наименее - эксперты относят Иран, Россию и Египет.
Климатический компонент активно присутствует в развитии китайской инициативы «Пояс и путь». Индия позиционирует себя как голос Глобального Юга и в прошлом году представила сразу несколько амбициозных климатических инициатив. Бразилия и ЮАР, во многом выступающая как голос Африки, рассматривают климат как один из приоритетов своего лидерства. «Россия пока не в полной мере сформулировала для себя основные положения своей внешней климатической политики» - пишут эксперты.
Несмотря на разнообразие, планы всех стран БРИКС объединяет повестка энерго- и ресурсоэффективности. В экономике многих из них доминируют сектора, в которых крайне сложно достичь углеродной нейтральности.
Китай, ЮАР и отчасти Индия делают акцент на промышленной декарбонизации, Бразилия – на сокращении сведения лесов. Эфиопия, как и Россия, стремится максимально использовать потенциал лесных поглощений, а Саудовская Аравия и ОАЭ – делает ставку на общую диверсификацию экономики.
Бразилия Россия Индия Китай ЮАР - пять крупнейших стран-членов приняли на себя климатические обязательства и активно развивают климатическое регулирование на национальном уровне. Первой среди стран объединения цель достижения углеродной нейтральности приняла ЮАР – в 2020 г. страна в своей низкоуглеродной стратегии заявила о том, что намерена добиться нулевого углеродного баланса к 2050 г.1 В 2021 г. о такой же цели объявила Бразилия.
Россия обязалась достичь углеродной нейтральности к 2060 г. Этот ориентир закреплен Климатической доктриной РФ, его неоднократно подтверждал в своих выступлениях Президент России. (Аналитики уделяют большое внимание возможным развилкам на пути достижения этой цели).
Ориентируясь на цели углеродной нейтральности страны БРИКС начали развивать углеродное ценообразование – ключевой рыночный инструмент климатической политики. Китай после почти восьми лет региональных экспериментов в 2021 г. запустил общенациональную систему торговли выбросами, в России она существует с 2022 г. пока только на региональном уровне (Сахалинский эксперимент), в ЮАР с 2019 г. функционирует углеродный налог. В Бразилии и Индии объявлены планы по введению систем торговли выбросами в ближайшие годы.
Эксперты отмечают, что во всех странах БРИКС существуют механизмы поддержки развития ВИЭ, низкоуглеродной мобильности и других частных направлений климатической политики. Лидер по объемам производства, внедрения и экспорта ключевых низкоуглеродных технологий – возобновляемой энергетики и электромобилей - Китай.
Одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества стран БРИКС - развитие низкоуглеродных технологий, почти все из стран объединения имеют потенциал технологического лидерства в сфере тех или иных зеленых решений. Наиболее преуспел в этой области Китай, в ряде областей не отстают Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия и Бразилия.
Как указано в докладе, важную роль в климатической политике всех членов БРИКС играют вопросы адаптации – каждая из стран уже сейчас ощущает на себя последствия природных катаклизмов от изменения климата. Страны сходятся в признании роли адаптации в климатической политике и имеют достаточно близкие позиции по этому вопросу.
Анализируя динамику климатической повестки в решениях объединения БРИКС, эксперты НИУ ВШЭ и Центра международных и сравнительно-правовых исследований отмечают, что в 2018-2021 гг. в совместных декларациях БРИКС присутствовал примерно одинаковый текст о приветствии Парижского соглашения, приверженности выполнению его и РКИК ООН в соответствии с принципом «общей, но дифференцированной ответственности» и необходимости наращивания исторически ответственными за изменение климата развитыми странами поддержки развивающихся. Большинство участников БРИКС используют в своей риторике вопросы справедливого перехода, расширение климатического финансирования и демонстрируют «ограниченное желание брать на себя новые обязательства по сокращению выбросов».
Как подчеркивают эксперты, практически все страны БРИКС имеют цели достижения углеродной нейтральности к 2050-2070 гг. Исключениями являются Египет и Эфиопия, а также Иран, не являющийся стороной Парижского соглашения. Цели по выбросам на 2030 г. во всех странах различны и по форме, и по амбициозности. К наиболее амбициозным относятся планы ОАЭ и Саудовской Аравии, а к наименее - эксперты относят Иран, Россию и Египет.
Климатический компонент активно присутствует в развитии китайской инициативы «Пояс и путь». Индия позиционирует себя как голос Глобального Юга и в прошлом году представила сразу несколько амбициозных климатических инициатив. Бразилия и ЮАР, во многом выступающая как голос Африки, рассматривают климат как один из приоритетов своего лидерства. «Россия пока не в полной мере сформулировала для себя основные положения своей внешней климатической политики» - пишут эксперты.
Несмотря на разнообразие, планы всех стран БРИКС объединяет повестка энерго- и ресурсоэффективности. В экономике многих из них доминируют сектора, в которых крайне сложно достичь углеродной нейтральности.
Китай, ЮАР и отчасти Индия делают акцент на промышленной декарбонизации, Бразилия – на сокращении сведения лесов. Эфиопия, как и Россия, стремится максимально использовать потенциал лесных поглощений, а Саудовская Аравия и ОАЭ – делает ставку на общую диверсификацию экономики.
Бразилия Россия Индия Китай ЮАР - пять крупнейших стран-членов приняли на себя климатические обязательства и активно развивают климатическое регулирование на национальном уровне. Первой среди стран объединения цель достижения углеродной нейтральности приняла ЮАР – в 2020 г. страна в своей низкоуглеродной стратегии заявила о том, что намерена добиться нулевого углеродного баланса к 2050 г.1 В 2021 г. о такой же цели объявила Бразилия.
Россия обязалась достичь углеродной нейтральности к 2060 г. Этот ориентир закреплен Климатической доктриной РФ, его неоднократно подтверждал в своих выступлениях Президент России. (Аналитики уделяют большое внимание возможным развилкам на пути достижения этой цели).
Ориентируясь на цели углеродной нейтральности страны БРИКС начали развивать углеродное ценообразование – ключевой рыночный инструмент климатической политики. Китай после почти восьми лет региональных экспериментов в 2021 г. запустил общенациональную систему торговли выбросами, в России она существует с 2022 г. пока только на региональном уровне (Сахалинский эксперимент), в ЮАР с 2019 г. функционирует углеродный налог. В Бразилии и Индии объявлены планы по введению систем торговли выбросами в ближайшие годы.
Эксперты отмечают, что во всех странах БРИКС существуют механизмы поддержки развития ВИЭ, низкоуглеродной мобильности и других частных направлений климатической политики. Лидер по объемам производства, внедрения и экспорта ключевых низкоуглеродных технологий – возобновляемой энергетики и электромобилей - Китай.
Одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества стран БРИКС - развитие низкоуглеродных технологий, почти все из стран объединения имеют потенциал технологического лидерства в сфере тех или иных зеленых решений. Наиболее преуспел в этой области Китай, в ряде областей не отстают Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия и Бразилия.
Как указано в докладе, важную роль в климатической политике всех членов БРИКС играют вопросы адаптации – каждая из стран уже сейчас ощущает на себя последствия природных катаклизмов от изменения климата. Страны сходятся в признании роли адаптации в климатической политике и имеют достаточно близкие позиции по этому вопросу.
Анализируя динамику климатической повестки в решениях объединения БРИКС, эксперты НИУ ВШЭ и Центра международных и сравнительно-правовых исследований отмечают, что в 2018-2021 гг. в совместных декларациях БРИКС присутствовал примерно одинаковый текст о приветствии Парижского соглашения, приверженности выполнению его и РКИК ООН в соответствии с принципом «общей, но дифференцированной ответственности» и необходимости наращивания исторически ответственными за изменение климата развитыми странами поддержки развивающихся. Большинство участников БРИКС используют в своей риторике вопросы справедливого перехода, расширение климатического финансирования и демонстрируют «ограниченное желание брать на себя новые обязательства по сокращению выбросов».
Ограниченная амбициозность в вопросах снижения выбросов парниковых газов, по мнению экспертов, показывает, что страны БРИКС пока не могут найти достаточно эффективных инструментов декарбонизации, которые бы позволяли не только сокращать выбросы парниковых газов, но и одновременно решать насущные социально-экономические задачи.
Однако авторы доклада приходят к выводу: климатические риски будут иметь существенное значение для перспектив социально-экономического развития и роста стран БРИКС. С учетом трендов последних лет, растущего интереса и самих стран, и международного сообщества, можно ожидать достаточно быстрого развития климатического направления в пространстве сотрудничества стран БРИКС, - считают эксперты.
Однако авторы доклада приходят к выводу: климатические риски будут иметь существенное значение для перспектив социально-экономического развития и роста стран БРИКС. С учетом трендов последних лет, растущего интереса и самих стран, и международного сообщества, можно ожидать достаточно быстрого развития климатического направления в пространстве сотрудничества стран БРИКС, - считают эксперты.
«Если это группа стран хочет претендовать на лидерство в среде развивающихся стран, как самим странам БРИКС, так и их объединению, предстоит сформулировать внятное и оригинальное видение приоритетов климатической политики на национальном и глобальном уровне», - пишут авторы доклада.
Кроме того, эксперты ожидают, что БРИКС может продемонстрировать новые формы и инструменты международного сотрудничества, основанного на солидарности, доверии и адаптивности. В этом состоит ответственность объединения перед собственным населением и перед человечеством, в этом же заключается его шанс на лидирующие позиции в мире.
Нынешний год - год председательства России в БРИКС, - отмечают авторы доклада. - Для нее это возможность не только глубже погрузиться в климатическую повестку БРИКС, но и интегрировать в нее свое видение.
Нынешний год - год председательства России в БРИКС, - отмечают авторы доклада. - Для нее это возможность не только глубже погрузиться в климатическую повестку БРИКС, но и интегрировать в нее свое видение.
Странам БРИКС необходима новая модель экономического развития, учитывающая ресурсные, экологические и климатические ограничения – старые не будут работать в новых условиях… Новый международный порядок сложится только тогда, когда страны БРИКС будут готовы брать на себя ответственность за решение глобальных проблем – ответственность, соответствующую и их масштабам, и той роли в мировой экономике и международных отношениях, которую они хотели бы играть. – подчеркивает авторы доклада.