ВСЕ НОВОСТИ

Водные ресурсы и климат

Международные действия

Основные выводы конференции COP29 в Баку

На 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС29/СОР29) в Баку, которую часто называют "Финансовой конференцией", был сделан сильный акцент на водных вопросах. Мы собрали основные моменты Конференции COP29, которые касаются взаимосвязи водных ресурсов и климата.
Климатический кризис наиболее остро сказывается на водных ресурсах. Отчеты Всемирной Метерологической Организации о состоянии глобальных водных ресурсов показывают, что круговорот воды выходит из-под контроля и становится все более неустойчивым, непредсказуемым и экстремальным. Согласно оценочным докладам Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, последствия климатических изменений приведут к более частым случаям загрязнения, засоления и эвтрофикации воды, вызванным усилением засух, наводнениями, повышением уровня моря и температуры воды в некоторых реках и озерах России температура растет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. Это связано с несколькими факторами: две трети территории страны находятся в приполярных регионах, где изменения климата особенно заметны, а большая часть России — это суша, которая прогревается быстрее. Однако это не означает, что зимы будут исключительно тёплыми — морозные периоды всё ещё возможны, и учёные называют это «нервозностью климата», при этом очевидна стабильная тенденция повышения глобальной температуры. В связи с этим продолжительность аномально жарких периодов, известных как волны жары, будет увеличиваться, а количество осадков — возрастать быстрее, чем в среднем по Земле. В то же время, в южных регионах страны к концу века вероятно усиление и удлинение летних засух.
Глава Росгидромета Игорь Шумаков комментирует: «Еще три года назад суммарное количество опасных метеорологических явлений составляло 600 с небольшим. А в 2021 году была ровно тысяча».
Таким образом нельзя не согласиться с утверждением, что климатический кризис — это прежде всего водный кризис, при этом водные ресурсы не только могут быть только источником проблем из-за последствий изменения климата, но и имеют огромное значение в вопросах климатической митигации и адаптации. Например, восстановление водно-болотных угодий помогает связывать углекислый газ и надежно консервировать его в виде торфа, при этом болота сохраняют водные ресурсы, предотвращают лесные пожары и поддерживают биологическое разнообразие, являясь домом для множества растений и животных. Восстановление русел и пойм рек, создание речных буферных зон снижает риск засух, наводнений, эрозии почв, позволяет регулировать водные потоки. Эти примеры широко известны, однако Водная повестка стала звучать отчетливо на климатических конференциях только начиная с СОР 27 в Шарм-Эш-Шейхе, Египет в 2022 году, а в 2024 году в Баку, Азербайджан водные вопросы стали обязательной частью климатических переговоров на самом высоком уровне.

Россию также не обошла стороной эта тенденция. В сентябре этого года Водную повестку России представили на 10-й сессии Совещания Сторон Водной конвенции ЕЭК ООН, а также на 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС 29/СОР29) в Баку.

На КС29 Водная климатическая повестка в России была представлена в российском павильоне М. В. Корольковым, заместителем Министра природных ресурсов и экологии РФ. Повестка включает ряд мероприятий и мер, направленных на управление экологическими и климатическими рисками, а также адаптацию к изменению климата. Некоторые из них:
  • Восстановление и очистка водных объектов. В рамках национального проекта «Экология» восстановлены сотни километров мелиоративных каналов и каналов-рыбоходов, очищены тысячи гектаров водной глади: как малых рек и озёр, так и крупнейших водоёмов.
  • Снижение сбросов сточных вод. Важным шагом станет запуск в 2025 году Объединённого водного проекта по оздоровлению крупнейших артерий страны, в том числе трансграничных (Амур, Дон, Иртыш, Лена, Терек, Урал, водоемы Балтийского бассейна).
  • Внедрение цифровой платформы «Водные данные». Она даёт объёмную информацию о водных объектах и водопользовании, позволяет в режиме «онлайн» оказывать государственные услуги, собирать статистику и отчётность.
  • Создание государственной системы фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты и единого реестра водных объектов. Это поможет оперативно регулировать воспроизводство и распределение запасов подземных вод.
Также Минприроды России опубликовало Проект новой Водной стратегии Российской Федерации на период до 2035. Стратегия определяет основные цели и задачи стратегического развития водохозяйственного комплекса, закрепляет базовые направления государственной политики в области использования и охраны водных объектов, принципы эффективного взаимодействия участников водных отношений. Согласно проекту Стратегии, одним из основных направлений развития водохозяйственного сектора Российской Федерации до 2035 станет снижение углеродоемкости экономики и реализация мер по адаптации к изменению климата в сфере водного хозяйства.

Максим Корольков отметил, что РФ действующий участник всемирного водного партнерства, в своей работе опирается на механизмы ООН, международные конвенции и соглашения. Особую значимость в разработке и реализации Водной стратегии играет принятая ООН в 2015 году Повестка дня по Устойчивому развитию до 2030 года, включающая в себя цели по воде.

По результатам COP 29 в Баку на международном уровне наиболее значимым и ожидаемым событием является принятие Декларации «Вода для действий в области изменения климата». Декларация обязывает применять комплексные подходы к борьбе с причинами и последствиями изменения климата для водных бассейнов, прокладывая путь к расширению регионального и международного сотрудничества. Декларацию поддержали почти 50 стран, она была одобрена видными негосударственными субъектами: Water.org & Water Equity, Стокгольмский международный институт водных ресурсов, Исламский банк развития и рядом других международных НПО. К сожалению, Россия не входит в число стран, присоединившихся к Декларации.

В Декларации также подчеркивается необходимость интеграции связанных с водой мер по смягчению последствий и адаптации к изменению климата в национальную климатическую политику, включая определяемые на национальном уровне вклады (NDC) и национальные планы адаптации (NAP). Чтобы поддержать это, подписавшие соглашение стороны будут сотрудничать в целях расширения научных знаний о причинах и последствиях изменения климата для водных ресурсов и бассейнов. Это будет включать усилия по обмену данными и разработке новых климатических сценариев на бассейновом уровне.

Для поддержки реализации этих мер был запущен Бакинский диалог по вопросам использования водных ресурсов в целях борьбы с изменением климата с участием высокопоставленных представителей Европейского союза, Финляндии, Гамбии, Германии, Молдовы, Нидерландов, Словении, Объединенных Арабских Эмиратов, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Эта инициатива послужит платформой для сотрудничества между КС, способствуя преемственности и согласованности действий в области изменения климата, связанных с водой. Это обеспечит постоянное сосредоточение внимания на водных ресурсах и их связи с изменением климата, утратой биоразнообразия, загрязнением окружающей среды и опустыниванием с акцентом на действия на международном, региональном, речном и бассейновом уровнях.
К сожалению, нет информации о причинах, по которым Россия не присоединилась к Бакинской Водной Декларации, несмотря на многочисленные заявления о важности и готовности страны участвовать в международных усилиях, направленных на решение вопросов водных ресурсов и изменения климата. Объемы водных ресурсов России и трансграничность многих водных объектов только подчеркивают необходимость международного сотрудничества, в том числе не только с «дружественными» государствами. Следует отметить, что реализация национального проекта «Экология» вызывает критику в ряде регионов, в том числе в контексте отсутствия должного внимания к вопросам изменения климата и потребности в адаптационных мерах.

Главным результатом КС 29 стало утверждение Новой коллективной количественной цели (NCQG) — целевого показателя в размере 300 миллиардов долларов в год к 2035 году, который должны ежегодно направлять развитые страны на борьбу с изменением климата в развивающихся странах. В целом климатологи и активисты по всему миру остались недовольны результатами переговорного процесса: проблемы народов Тихого океана не были затронуты в необходимой степени, выделенных денег было недостаточно, а результаты конференции, по словам Шайлендры Яшвант, старшего советника Climate action network Южной Азии, они оказались «не просто провалом, а предательством» развивающихся стран.

Однако с точки зрения водных ресурсов, КС29 является важной вехой, официальным признанием на высоком уровне того, что водные ресурсы являются неотъемлемой частью глобальной климатической повестки. 13 сентября 2024 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций объявил о назначении первого Специального посланника по водным ресурсам, который возглавит глобальную работу по водным ресурсам в преддверии различных глобальных водных процессов и Общесистемной стратегии ООН в области водоснабжения и санитарии. Это назначение подчеркивает глобальный приоритет водных проблем и необходимость скоординированных усилий.
Необходимость интеграции управления водными ресурсами и трансграничного сотрудничества в национальную климатическую политику, отраженную, например, в определяемых на национальном уровне вкладах и национальных планах адаптации, не является чем-то новым, но, очевидно, имеет решающее значение для эффективной адаптации к изменению климата и смягчения его последствий. Первые результаты этого процесса будут видны в следующем году, когда страны представят обновленные версии своих национальных стандартов и национальных планов адаптации к февралю 2025 года.