ЗАЯВЛЕНИЕ российских неправительственных организаций (НПО) к СОР 29 — конференции сторон РКИК ООН в Баку
Российские НПО подчеркивают, что на основании научных данных, включая последние доклады МГЭИК (IPCC), 3-й оценочный доклад Росгидромета и доклады других государств, все страны признали доминирующую роль человека в современном изменении климата и необходимость срочных действий по радикальному сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), адаптации к изменению климата.
На сегодняшний момент обещаний и договоренностей стран критически недостаточно. Несмотря заявленное намерение всех стран-крупных эмитентов достичь углеродной нейтральности к 2050-2060 годам, эти заявления не подкреплены конкретными действиями. Мир идёт по траектории повышения глобальной температуры на 3-3,50 С к концу века (от уровня XIX века), что не соответствует целям Парижского соглашения (ПС). Необходимо обеспечить диалог и принятие решений во время переговоров сторон ПС при участии представителей гражданского общества и уязвимых групп.
Решить глобальные климатические задачи невозможно без активных действий развивающихся стран, а им на это нужны средства, которые могут и должны выделять развитые государства. Это базовое положение ПС. Однако средств выделяется недостаточно, при этом даже цель ПС по финансам еще не сформулирована, хотя о ней говорится в самом соглашении 2015 года. Именно этой цели будет посвящена СОР 29.
Мы призываем страны-участницы Конференции сторон РКИК ООН к немедленным действиям:
1. По финансовой цели Парижского соглашения
•Общая сумма финансирования, должна достичь триллион долларов в год к середине века, увеличиваясь каждые пять лет (2030, 2035, …).
•Свои вклады в финансирование должны вносить все источники и страны с общим национальным доходом более 40-50 тыс долл на душу населения (по паритету покупательной способности), но доминирующей частью должны быть государственные средства наиболее развитых стран. Привлечение частных и инновационных средств (отчисления оттрансакций, налоги на богатство и роскошь, инвестиционные схемы и т.п.) должно не противоречить, а содействовать решению социально-экологических проблем.
•Финансирование должно состоять из трех примерно одинаковых частей, идущих на действия по митигации, адаптации и по «потерям и ущербу» (случаям, когда адаптироваться практически невозможно), так как именно это отвечает нуждам более ста наиболее слабых и уязвимых стран.
•Доли грантов и льготных займов должны быть, как минимум, равными, так как большинству слабых стран нужны именно гранты на здравоохранение, водное и сельское хозяйство. При этом коммерческие займы не должны учитываться в финансировании.
•Развитые страны должны выполнить решение об удвоении финансирования адаптации к 2025 году (от уровня 2019 г.), на СОР 29 они должны отчитаться о прогрессе.
2.В вопросах адаптации, потерь и ущерба необходимо обеспечить
● Приоритетное развитие проектов, направленных на сохранение и восстановление естественных экосистем в целях адаптации к изменению климата, сохранения биоразнообразия и традиционного образа жизни и деятельности местных жителей.
● Международную унификацию в оценке рисков и ущербов от последствий изменения климата
● Начало работы финансового механизма по потерям и ущербу, гарантирующего эффективное участие всех развивающихся стран и приоритетное выделение малых грантов напрямую наиболее уязвимым группам населения.
● Оперативную компенсацию материального ущерба в случае чрезвычайных ситуаций, обусловленных последствиями изменения климата, так и поддержку для снижения потерь от медленно развивающихся негативных климатических последствий.
3. В вопросах митигации и определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ)
● Значительно усилить цели по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) на 2030-2035 годы, обновить ОНУВы (NDCs), разработать скоординированные на международном уровне комплексные планы их достижения с учетом всех источников антропогенных выбросов, Эти цели и планы должны вести к достижению целей ПС.
● Обеспечить от каз о т угля к 20 30 г од у развитым странам и прочим к 2040. Выйти на потолок добычи угля к 2028 году. Отказаться с 2028 года от субсидирования любых новых проектов по добыче и разведке месторождений ископаемого топлива (ИТ).
● Приоритизировать меры митигации, приводящие к реальному сокращению выбросов ПГ, а именно: развитие мер энергоэффективности (ЭЭ) и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
● Обеспечить стимулы и механизмы поддержки развития генерации на основе ВИЭ, в том числе распределенных видов генерации на основе ВИЭ в целях снижения антропогенной нагрузки на климат за счет снижения использования ископаемого топлива в энергетическом секторе и перенаправление субсидий с ископаемого топлива на ВИЭ и ЭЭ. С 2026 года полностью отказаться от субсидирования ископаемой энергии. Всем странам ПС установить цели ВИЭ и обеспечить их выполнение.
● Не заменять прямые меры снижения выбросов ПГ мерами улавливания и хранения углерода (CCS, CCUS и CDR включая BECCS) и переходом на “промежуточные” виды ИТ, так как это малоэффективно для достижения климатических целей и подменяет справедливую энергетическую трансформацию. Развитие технологий улавливания углерода не должно быть альтернативой действиям по прямому снижению выбросов.
● Не допускать дублирования торговли единицами сокращения выбросов ПГ других, неуглеродных мер поддержки низкоуглеродных проектов. Проекты развития ВИЭ, энергоэффективность не должны рассматриваться как дополнительные, они должны стать базой. А углеродное финансирование должно применяться к венчурным проектам (грантовым).
● Обратить особое внимание на проекты с двойным эффектом, которые обеспечивают как сокращение выбросов ПГ, так и адаптацию.
● Оценить социально-экономическую ситуацию для стран ПС и регионов, зависящих от добычи ИТ, разработать планы совместных действий разных секторов общества для энергоперехода и диверсификации экономики с учетом социальной защиты населения, перепрофилирования предприятий, переподготовки кадров и других необходимых мер.
4. В вопросе международного сотрудничества по снижению выбросов с помощью рыночных методов (статья 6 ПС)
● Международные климатические проекты, и действия в целом, должны быть прозрачны, приниматься с учетом мнения общественности и Целей устойчивого развития, стимулировать использование ВИЭ и других передовых технологий.
● Завершить работу по принятию решений на уровне СОР, чтобы в 2025 году начать практическую деятельность по ст. 6.4. Приоритетом решений должна быть прозрачность, обеспечение социально -экологической целостности всех действий в соответствии с решениями Сторон , гарантии отсутствия двойного учета сокращений выбросов, нетто-снижение глобальных выбросов в результате применения рыночных методов.
● Соблюдать единые принципы, исключающих проекты в целях Статьи 6 на основе ископаемого топлива, технологий ядерной и крупной речной плотинной гидроэнергетики, сжигания твердых коммунальных отходов (в том числе заводов по так называемой термической обработке твердых отходов), а также водородного топлива, произведенного с использованием энергии АЭС и сжигания ископаемого топлива.
5. По природно–климатическим проектам
● Развивать природно -климатические проекты , способствующие митигации и адаптации (сохранение и повышение потенциала природн ы х экосистем , сохранения малонарушенных лесов, обводнение осушенных торфяников, водных экосистем, мер защитных лесонасаждений, климатически оптимизированного лесного хозяйства (climate smart forestry), улучшенного управления пастбищами, агролесоводства,)
•Принять в Баку Декларацию КС29 о вод е для действий по климату и поддержки начала Бакинского диалога о роли водных ресурсов в климатическом балансе (в сентябре 2024 года под председательством КС была принята Программа действий, включающая Декларацию КС29 о воде для действий по климату и призывающая заинтересованные стороны применять комплексные подходы для борьбы с причинами и последствиями изменения климата для водных бассейнов и связанных с ними пресноводных экосистем, интегрировать меры по смягчению последствий для водных ресурсов и и адаптации в национальную климатическую политику, включая NDCs and NAPs).
● Вклад природных водных ресурсов в энергетический переход дол жен быть включен в оценки М ГЭИК. Водные объекты остаются наиболее уязвимыми перед последствиями климатических изменений. В тоже время пресная вода востребована и играют огромную роли в технологиях митигации и адаптации для выполнения целей ПС, производство энергии является крайне водоемким. Поймы рек выполняют важную функцию связывания углерода - задерживания и накапливания прибрежными экосистемами). Необходимо продвигать проекты по сохранению пойм рек и проекты по их ревитализации.
● Осуществлять природные решения (NBS) на основе грантов и государственных средств и рассматривать их как дополнение, а не как альтернативу прямым мерам в энергетике для снижения выбросов.
● В связи с обострением проблемы природных и, в частности, лесных пожаров, особенно в лесах бореальной и умеренной климатических зон, необходимо совершенствование международной системы мониторинга площадей этих пожаров, опирающейся на данные удаленного, в том числе космического наблюдения. Необходима разработка систем оперативного обнаружения и тушения пожаров, в том числе на основе беспилотных систем. Данные должны быть положены в основу признанных на международном уровне оценок площадей лесных пожаров и их влияния на климаторегулирующую роль бореальных и умеренных лесов.
● Развивать международные инициативы и инструменты по мониторингу и ограничению антропогенных выбросов метана и других ПГ, отличных от СО2, а также других климатически активных веществ, включая «черный углерод».
Заявление принято на всероссийской климатической конференции НПО 1 ноября 2024 г. с участием представителей экологических организаций из 6 федеральных округов России