Как следует из преамбулы приказа Минэкономразвития, работа по уточнению критериев климатических проектов была проведена ведомством совместно с представителями бизнес-сообщества, органов по валидации и верификации, а целью принятия нового документа является совершенствование механизмов российского добровольного углеродного рынка.
По словам первого заместителя министра экономического развития Ильи Торосова, климатические проекты являются одним из ключевых элементов Стратегии низкоуглеродного развития и всей системы управления выбросами парниковых газов в экономике. Замминистра считает, что реализация климатических проектов способствует декарбонизации экономики.
Согласно новому приказу, решающим фактором получения статуса климатического станет подтвержденный независимыми органами эффект в виде снижения выбросов парниковых газов.
По словам первого заместителя министра экономического развития Ильи Торосова, климатические проекты являются одним из ключевых элементов Стратегии низкоуглеродного развития и всей системы управления выбросами парниковых газов в экономике. Замминистра считает, что реализация климатических проектов способствует декарбонизации экономики.
Согласно новому приказу, решающим фактором получения статуса климатического станет подтвержденный независимыми органами эффект в виде снижения выбросов парниковых газов.
Климатическими могут считаться как планы с использованием природных решений (к примеру, обводнение болот), так и проекты с использованием технологий. Однако в обоих случаях определено еще одно требование: эффектом от проекта должен стать выпуск углеродных единиц, используемых для компенсации углеродного следа. Мероприятия проекта должны «осуществляться в связи с наличием экономических условий для использования результатов его реализации», то есть должны быть введены в оборот на углеродном рынке.
Своим приказом Минэкономразвития привело требования к продолжительности зачетных периодов при реализации климатических проектов в соответствие статьям Парижского соглашения. Введены ограничения в отношении дат начала проектной деятельности и начала зачетного периода - не ранее 2 июля 2021 года.
Среди основных нововведений документа - определение обязательных элементов плана мониторинга на протяжении всего проекта. Закреплены и раскрыты такие понятия как зачетный период, утечки, границы проекта. Документ Минэкономразвития вводит уточнение и унификацию требований и подходов к описанию климатического проекта, отчетности, заключениях о валидации проекта.
Напомним, что валидация – это независимый и документально оформленный процесс оценки заявлений по парниковым газам на соответствие критериям. Она важна для обеспечения прозрачности и доверия к данным о выбросах парниковых газов и помогает предотвратить манипуляции с данными, а также гарантировать точность информации, необходимой для принятия обоснованных решений в области климатической политики.
Новым документом конкретизированы возможные случаи повторной валидации - изменение зачетного периода, изменение базовой линии, изменение проектного сценария с учетом указанных в нем методики и расчетной модели количественной оценки результатов реализации мероприятий проекта.
Минэкономразвития допустило возможность признания проектов, «имеющих риск увеличения выбросов парниковых газов и уменьшения «утечки», в качестве климатических с учетом их мониторинга и корректировки подлежащих выпуску углеродных единиц».
Российский углеродный рынок сейчас находится в стадии формирования. Первые 20 углеродных единиц были проданы осенью 2022 года на Мосбирже. Покупателем стала компания «ТАМАК», занимающаяся глубокой переработкой древесины.
Выбросы парниковых газов не контролировали до 2023 г. Экологическое законодательство работало, но предприятия не обязаны были отчитываться о выбросах. С появлением Реестра выбросов парниковых газов отчетность стала автоматизированной и обязательной. Но пока - только для крупных предприятий с эмиссией от 150 тыс. т в год. Исключение — Сахалин, там отчитываются и более мелкие компании.
Среди основных нововведений документа - определение обязательных элементов плана мониторинга на протяжении всего проекта. Закреплены и раскрыты такие понятия как зачетный период, утечки, границы проекта. Документ Минэкономразвития вводит уточнение и унификацию требований и подходов к описанию климатического проекта, отчетности, заключениях о валидации проекта.
Напомним, что валидация – это независимый и документально оформленный процесс оценки заявлений по парниковым газам на соответствие критериям. Она важна для обеспечения прозрачности и доверия к данным о выбросах парниковых газов и помогает предотвратить манипуляции с данными, а также гарантировать точность информации, необходимой для принятия обоснованных решений в области климатической политики.
Новым документом конкретизированы возможные случаи повторной валидации - изменение зачетного периода, изменение базовой линии, изменение проектного сценария с учетом указанных в нем методики и расчетной модели количественной оценки результатов реализации мероприятий проекта.
Минэкономразвития допустило возможность признания проектов, «имеющих риск увеличения выбросов парниковых газов и уменьшения «утечки», в качестве климатических с учетом их мониторинга и корректировки подлежащих выпуску углеродных единиц».
Российский углеродный рынок сейчас находится в стадии формирования. Первые 20 углеродных единиц были проданы осенью 2022 года на Мосбирже. Покупателем стала компания «ТАМАК», занимающаяся глубокой переработкой древесины.
Выбросы парниковых газов не контролировали до 2023 г. Экологическое законодательство работало, но предприятия не обязаны были отчитываться о выбросах. С появлением Реестра выбросов парниковых газов отчетность стала автоматизированной и обязательной. Но пока - только для крупных предприятий с эмиссией от 150 тыс. т в год. Исключение — Сахалин, там отчитываются и более мелкие компании.
«Уточнение критериев климатических проектов и порядка отнесения проектов к климатическим наряду с уже принятыми мерами будет способствовать развитию добровольного углеродного рынка и повышению привлекательности российских углеродных единиц», – прокомментировал нововведения замминистра экономического развития Илья Торосов.
Представители Минэкономразвития неоднократно отмечали, что для РФ важная задача – признание российских углеродных единиц на международном рынке. При этом на международной площадке международных климатических переговоров Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) нет консенсуса по этому вопросу, особенно по торговле квотами от природно-климатических решений. Поэтому говорить о выходе российских углеродных единиц на широкий международный рынок преждевременно. Однако российские власти связывают надежды с рынком БРИКС, надеясь найти покупателей там.
Четкие правила реализации климатических проектов – важная часть низкоуглеродного развития, - считают представители общественных экологических организаций. По их мнению, процедуры признания проектов климатическими должны быть предельно прозрачны, при этом должен осуществляться тщательный их отбор и контроль за реализацией проектов для подтверждения их безусловной «климатической дружественности» и исключения двойного учета.