ВСЕ НОВОСТИ

На пути к углеродной нейтральности

Действия в России
Доклад — продолжение серии работ ЦЭНЭФ-XXI по исследованию энергетических перспектив России, по словам авторов — это «попытка положить на стол для дальнейшего обсуждения материал с горизонтом видения до момента достижения углеродной нейтральности в 2060 г.
В документе показана эволюция прогнозных оценок и обязательств России по контролю за выбросами парниковых газов, представлена дорожная карта достижения углеродной нейтральности по двум сценариям. Авторы также определяют целевые индикаторы дорожных карт в электроэнергетике, теплоэнергетике, промышленности, на транспорте, в зданиях.
В новом докладе предложены «5 опор» политики декарбонизации: технологии, нормативная база, финансы и экономические стимулы для их привлечения, институты для разработки и реализации намеченных мер политики и человеческий капитал, способный приводить все механизмы низкоуглеродной трансформации в движение в правильном направлении с желаемой скоростью.
По мнению экспертов, большинству нынешних планов по декарбонизации не хватает конкретности. Они реализуются слишком медленно, сталкиваясь с усилением протекционизма, осложнением геополитических проблем (безопасности, надежности цепочек поставок). Все это мешает набрать необходимые темпы продвижения к углеродной нейтральности.
Авторы доклада называют основные развилки на траекториях достижения углеродной нейтральности.
В начале, по их мнению, предстоит определиться: переход на низкоуглеродную модель развития тормозит или ускоряет экономический рост? Пока, по мнению авторов доклада, в России преобладает первая точка зрения. Однако они подчеркивают, что принятое на Международной климатической конференции (КС-28) решение о постепенном отказе от ископаемого топлива означает бесперспективность сохранения опоры на экспорт топлива как главный драйвер роста. «В будущем не будет никакой экономики, кроме низкоуглеродной», — считают специалисты ЦЭНЭФ.
Следующая развилка: за счет каких мер и секторов выполнять климатические цели? Здесь предстоит определиться, сделать приоритетом сектор земле- и лесопользования (ЗИЗЛХ) или внедрение низкоуглеродных технологий в энергетике и промышленности.
Ключевой эксперты ЦЭНЭФ называют дорожную развилку, на которой надо решить: продолжать говорить или начинать действовать?
В качестве приоритетов мер политики по контролю за выбросами парниковых газов на протяжении многих лет называют повышение энергоэффективности и увеличение стоков в российских лесах. Но несмотря на громкие слова о повышении энергоэффективности, Россия проиграла гонку за повышение энергоэффективности и находится в десятке самых энергоемких экономик мира.
Энергоемкость ВВП в 2015-2022 гг. росла в среднем на 1,4% в год. Эксперты приводят данные: «если из расчета энергоемкости убрать использование топлива на неэнергетические нужды, то получим снижение энергоемкости ВВП в России в среднем на 0,5% в год против ее снижения в ЕС на 2,7%, в США и Турции на 1,9%, Китае на 2,1%, в Великобритании на 3,5%, в Нидерландах на 3,9%. Если же взять только 2021-2022 годы, то получается, что использование более энергоемких технологий способствовало росту энергоемкости ВВП. То есть наблюдался не прогресс, а регресс».
Похожая ситуация в секторе ЗИЗЛХ. Выбросы парниковых в 2010-2021 гг. сократились на 31% (на 213 млн т СО2 экв). Но данные 2021 г. показали прирост – количество нетто-выбросов парниковых газов был самым большим с 1990 г.
Какой же сценарий развития рассматривают эксперты ЦЭНЭФ? Первый — Forest First — прописанный в Стратегии социально-экономического развития РФ с низкими выбросами парниковых газов до 2050 г.. Он предполагает удвоение поглощения СО2 в ЗИЗЛХ к 2050 г. при скромных сокращениях или даже наращивании выбросов парниковых газов в других секторах. Этот сценарий эксперты считают малореалистичным в плане достижения углеродной нейтральности.
Аналитики говорят о том, что расчет на то, что объемы поглощений российскими лесами выше, чем учитывается в инвентаризации, может не сбыться. Россия движется не туда, — пишут авторы доклада.
Они объясняют, что, по сути, лесной сценарий — это сценарии «заброшенной России», покинутой ее населением. По данным Рослесинфорга, чтобы поглотить 1 т углерода (3,7 т СО2), нужно, чтобы посаженный на площади 2,5 га лес достиг возраста 10 лет. Тогда, чтобы увеличить стоки на 1260-1900 млн СО2 нужно засадить лесами 857-1292 млн га. Это при условии, что не будет потерь от лесных пожаров и вредителей. То есть для движения по траектории Forest First нужно, чтобы лесами были покрыта значительная часть или все сельхозугодья, а также часть других земель, где лес просто не растет.
К тому же прописанный в официальных документах путь не учитывает перспективы дефицита рабочей силы, который будет усиливаться, также он не отражает таких важных параметров ценовой эластичности, ценовой конкуренции отдельных технологий, и других важных факторов. «Эти оценки затрат существенно завышены, а суждения относительно возможностей снижения выбросов парниковых газов в секторах помимо ЗИЗЛХ – заметно недооценены», — приходят к выводу эксперты.
Авторы доклада сходятся во мнении, что низкоуглеродная стратегия не должна строиться на снижении выбросов только в одном секторе. Они считают, что достижение углеродной нейтральности к 2060 г. возможно без увеличения поглощения парниковых газов в ЗИЗЛХ и без дополнительной потребности в инвестициях, но при смещении фокуса инвестиций в энергетику с ископаемых видов топлива на низкоуглеродные технологии.
Более перспективным путем аналитики называют сценарий Forest Last, в котором делается акцент на заметное снижение выбросов во всех секторах, а снижение в лесном секторе рассматривается как последняя надежда России на достижение углеродной нейтральности. Forest Last – это сценарий модернизации экономики России. В нем по всем парниковым газам нетто-выбросы сокращаются на 91% от уровня 1990 г. Согласно этому сценарию, снижение нетто-выбросов предполагается уже к 2030 г. и затем происходит постепенно.
Аналитики предлагают целевые индикаторы по сценарию Forest Last к 2060 г.: снижение выбросов в секторе «энергетика» — минус 76%, в промышленности — 86%, в транспорте — 77%, зданиях — 43%, ЗИЗЛХ — 22%.
Переход на модель низкоуглеродной экономики по сценарию Forest Last позволит сохранить рост ВВП России, тогда как сохранение сырьевой модели приведет к его снижению в худшем случае почти наполовину, а в лучшем — на 7-26%. — приходят к выводу авторы доклада.
При этом важно, по мнению экспертов, не забыть о том, кто и как будет реализовать этот сценарий.
Дорожная карта должны обеспечивать согласованность действий не только всех заинтересованных лиц в рамках отдельных секторов, но и координировать действия между секторами. Должно быть понятно не только кто и что делает, но и когда. По мнению авторов доклада, понятно, что при этом неизбежно противостояние между группами с традиционными ценностями сырьевой экономики и возникающими группами, развивающими бизнес на зеленых технологиях, приводящих к «дефоссилизации» экономики.
Для того чтобы действия по декарбонизации были понятны, согласованы на всех уровнях принятия и реализации решений и получили широкую общественную поддержку, по мнению аналитиков ЦЭНЭФ-XXI, нужен ясный и понятный план действий: «дорожная карта по трансформации нынешней сырьевой модели экономического и социально-политического развития России в модель инклюзивной и справедливой инновационной низкоуглеродной экономики».
Эксперты считают важным увеличение числа компетентных кадров. Для этого необходимо придание декарбонизации экономики статуса национального приоритета с включением в отраслевые стратегии и кратное повышение потенциала (числа сотрудников и их компетенций) в сфере декарбонизации.
Научные организации, инновационные, мозговые, образовательные и инжиниринговые центры, конструкторские бюро – развитие собственных компетенций и технологий и передача их заинтересованным сторонам. Гражданское общество – формирование базовых знаний для выбора модели принятия климатически дружественных решений.