Путь к достижению углеродной нейтральности в условиях санкций становится сложнее и дороже для России. Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка подготовил доклад «Достижение РФ углеродной нейтральности не позднее 2060 г.»
Согласно утвержденной в конце 2021 года Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов, к 2050 г. выбросы парниковых газов в РФ должны сократиться до 630 млн т с учетом поглощающей способности лесов, а к 2060 г. поставлена задача выйти на полную углеродную нейтральность.
Оценивая сложившиеся к концу 2022 г. внешние и внутренние факторы в своем новом докладе аналитики Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка (Института ВЭБ) приходят к выводу, что далеко не всем отраслям российской экономики будет по силам существенно снизить выбросы парниковых газов.
По итогам 2022 г. промышленное производство в России сократилось, но в энергетическом секторе, с которым связано примерно три четвертых выбросов парниковых газов, падения не зафиксировано. Хотя, согласно оценке авторов доклада ВЭБ, последствия санкций все же снизят объемы выбросов парниковых газов за счет замедления экономического роста, но это достижение будет носить временный характер.
Если у топливно-энергетического сектора и металлургии есть предпосылки для сокращения объема выбросов при одновременном увеличении экономических показателей, то ситуация в химической промышленности и в транспортном секторе обернется ростом выбросов парниковых газов от этих отраслей в полтора раза.
По мнению экспертов, заложенные в национальной стратегии развития целевые показатели по снижению выбросов могут быть достигнуты только с использованием специальных мер по декарбонизации: повышение энергоэффективности, снижение углеродоемкости, развитие возобновляемых источников энергии и распределенной генерации, увеличение использования альтернативных видов топлива.
В случае же отсутствия специальных мер по декарбонизации, объем чистых выбросов СО2 к 2050 г., по расчетам Института ВЭБ, составит 1255 млн т СО2 (почти в два раза выше поставленных низкоуглеродных целей).
Эксперты оценивают изменения, которые вносит «новая реальность» в планы низкоуглеродного развития. Санкции и трудности с импортом оборудования усложняют поставленные задачи. Особенно негативно, по мнению экспертов, нарушения цепочек поставки повлияют на выполнение мероприятий по декарбонизации в части повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии. Кроме того, в условиях санкций декарбонизация будет обходиться гораздо дороже.
Для России санкции оборачиваются снижением темпов роста национальной экономики и «повороте на Восток» во внешнеторговых отношениях, - отмечают эксперты. Углеродная нейтральность с учетом переориентации на восточно-азиатские рынки, по оценке Института ВЭБ, обойдется почти в 480 трлн руб. к 2060 г., тогда как два года назад ее стоимость оценивалась в 102 трлн руб.
При этом, по мнению аналитиков, «поворот на Восток» не снизит важность климатической повестки из-за планов Китая в ближайшие годы ввести трансграничное углеродное регулирование.
Эксперты отмечают, что в нынешней ситуации нельзя отказываться от технологий, позволяющих повышать энергоэффективность и сокращать потребление энергии, иначе РФ может стать неконкурентоспособной в тех секторах, в которых завоевала определенную долю на международном рынке.
Прежде всего речь идет о таких крупных источниках выбросов парниковых газов как ТЭК и металлургия, продукция которых сопровождается большими выбросами. Эти сектора составляют большую долю российского экспорта, а критерий углеродоемкости продолжает оставаться одним из ключевых на мировом рынке, - добавляют эксперты ВЭБ.
Запланированное в национальной политике РФ сокращение выбросов парниковых газов, по расчетам Института ВЭБ, потребует около 1% ВВП ежегодно. Эксперты подчеркивают важность инвестиций в декарбонизацию. «В части бюджета инвестиционных программ, скорее всего, затраты будут выше прогнозов, заложенных в 2021 году. Насколько эти расходы будут выше запланированных - пока сказать сложно, потому что это будет зависеть от многих макроэкономических факторов, а также выбора иностранных производителей».
В оценках ВЭБ, как и во всех национальных документах, указано, что низкоуглеродные показатели рассчитаны с учетом поглощающей способности лесов. Однако эксперты признают, что объемы поглощения лесного сектора уже сейчас недостаточны:
«В настоящий момент поглощающая способность российских лесов оценивается всего в 0,6 млрд т CO2 эквивалента в год», а «для достижения максимальных значений поглощения выбросов углерода необходимо проводить мероприятия, направленные на: высадку лесов взамен утраченных, борьбу с лесными пожарами и незаконной рубкой деревьев».
По мнению общественных экспертов, надежды на ключевую роль поглощения выбросов лесами недостаточно обоснованы и недальновидны. Нет верифицированной международной методики, которая бы подтвердила такие надежды, и есть аргументы ряда российских экспертов, что индустриальные выбросы углекислого газа при сжигании топлива и производстве продукции из минерального сырья превышают поглощающую способность управляемых лесов России, а поглощение другого рода экосистемами и стоимость поддержки этих процессов изучены недостаточно. Поэтому нельзя отказываться от оптимистического (целевого) сценария — каким бы слабым он ни был. Отказ от активных действий по снижению выбросов в перспективе обойдется дороже любых вложений в митигацию сейчас. Приоритетными мерами, приводящим к реальному сокращению выбросов парниковых газов, должны быть использование ВИЭ и повышение энергоэффективности.