ВСЕ НОВОСТИ

Углеродная нейтральность-2060: без леса и санкций

Действия в России
Как отмечают авторы доклада ЦЭНЭФ XXI, за последний год Минэкономразвития России не опубликовало ни одного долгосрочного прогноза, что может означать отсутствие официального видения, как «специальная военная операция» и последовавшие за ней санкции могут повлиять на экономическое будущее страны.
В шести главах исследования ЦЭНЭФ - анализ состояния российской экономики до начала «спецоперации» и ее динамика за последний год. Оценивается влияние процессов глобального энергоперехода, перспективы экономического развития и выполнения климатических обязательств страны. Исследование ЦЭНЭФ-XXI на сегодняшний день единственный документ, оценивающий достижимость объявленной Россией цели по углеродной нейтральности к 2060 г.

Удар по «суперсиле»

В документе ЦЭНЭФ ископаемый сектор России называют «суперсилой российской экономики». Приведены данные, демонстрирующие, что краткосрочные эффекты от санкций для нефтегазового сектора оказались не такими разрушительными, как изначально ожидалось: до марта 2023 г. российский сектор демонстрировал значительную устойчивость, а доходы от нефти и газа продолжают оставаться главным драйвером экономики.
Несмотря на санкции в прошлом году объем доходов от экспорта нефти увеличился: ежемесячные платежи ЕС за российский газ в конце 2022 года были намного выше, чем в 2021 г. Согласно данным Росстата, в 2022 г. дополнительные доходы от нефтегазового экспорта превысили $100 млрд, а доходы федерального бюджета были на 10% выше уровня 2021 года. Российский экспорт сжиженного газа от санкций также не пострадал и в прошлом году вырос на 8%.
Эксперты объясняют высокий уровень доходов российского энергетического сектора оживлением мировой экономики после пандемии COVID-19, энергетическим кризисом, вызванным «специальной военной операцией» и переводом экономики на военные рельсы. Именно они, по мнению экспертов временно создали дополнительный спрос на энергоресурсы. Но радужных перспектив для ископаемого топлива аналитики не видят: стремительно снижается экспорт угля, падение наметилось и в нефтегазовом секторе. Помимо закрытия зарубежных рынков для российского топлива в ближайшие годы, это подорвало глобальные долгосрочные перспективы потребления топлива и международной торговли.
Сценарии МЭА, ОПЕК и других аналитических источников предупреждают о снижении спроса на природный газ. Уровень экспорта газа в России уже никогда не вернется к прежним высоким показателям, - считают аналитики. А попытки смягчить удар от санкций переориентацией экспортных потоков на восточно-азиатские рынки, несмотря на ожидания, не могут заместить потери.
Эксперты предполагают, что все вышеперечисленное будет негативно влиять на экономику России. По мнению авторов доклада, скорее всего, проблемы усугубятся к 2025 году. Несмотря на то, что потери пока не выглядят масштабными, влияние санкций в ближайшее время может сильно ударить по всему энергетическому сектору России.
Рисунок 3.5 Ежемесячная выручка России от экспорта ископаемого топлива в 34 основные страны (млрд долларов США)

Уязвимая энергетика

Даже если Россия сможет в 2023-м сохранить добычу нефти на максимально возможном уровне, производители столкнутся с непреодолимыми проблемами настройки альтернативных цепочек поставок из-за рубежа.
Как считают авторы исследования, долгосрочные санкции могут затруднить топливно-энергетическому сектору доступ к технологиям и не позволят полностью компенсировать спад в нефте-, газо- и угледобывающих отраслях. По данным Минэнерго России, зависимость страны от импорта оборудования для нефтегазовой промышленности в 2014 г. составляла 60%, а по ряду позиций вообще не существует российских аналогов. Зависимость российской угольной промышленности от импорта оборудования еще выше, чем нефтегазовой отрасли, - отмечают эксперты.
Уязвимым оказался и газовый сектор. В 2020 г. доля отечественного оборудования для добычи газа в среднем составляла 55%. Но, по отдельным составляющим, к примеру, комплектация газовых турбин, зависимость России от импорта превышает 90%. Хотя, по словам экспертов, «наблюдается определенный прогресс в наработке собственных технологий, но для достижения абсолютной самодостаточности может потребоваться четверть века».
Наиболее уязвимыми с точки зрения санкций оказались местное производство оборудования и электроники. При этом, по мнению экспертов, эффект от запрета на экспорт проявится в среднесрочной (отсутствие запчастей) или долгосрочной перспективе (отсутствие оборудования для новых инвестиционных проектов). Очевидно, что в этой связи пострадает как сектор ископаемого топлива, так и только начинающаяся развиваться возобновляемая энергетика. К примеру, из-за санкций большинство западных компаний полностью свернули производство комплектующих и отказались от обязательств по техническому обслуживанию и строительству ветроустановок в России.
Всего в масштабах всех экономики, по результатам 2022 г. лишь 38% компаний смогли заместить подсанкционное оборудование отечественными аналогами, 66% используют китайские аналоги. Зависимость от ряда западных стран сейчас сменяется зависимостью от единственной восточной страны – Китая, и эту зависимость эксперты называют негативной для отечественной экономики тенденцией.

«Экономика шагреневой кожи»

По мнению авторов доклада, из-за обильного притока нефтедолларов последние 20 лет в России были потеряны с точки зрения диверсификации экономики и импортозамещения. Факторы экономического роста были исчерпаны задолго до 2022 г., переводить экономику «на новые рельсы» надо было уже «вчера», но возможностями тогда не воспользовались.
Если санкции сохранятся, эффект от них прибавится к эффекту от слабой интеграции России в процесс глобальной декарбонизации, это приведет сначала к стагнации, а затем к падению экономической активности в ближайшие десятилетия – «ненефтегазовый» сектор не сможет компенсировать сокращение нефтегазовой «шагреневой кожи».
Усугубят ситуацию негативные демографические изменения: согласно прогнозам, к 2060 г. Россия потеряет от одной пятой до одной трети трудоспособного населения. К этому времени валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения в России будет близок к аналогичному показателю в Гане и Эфиопии. Если РФ продолжит двигаться по этой траектории, то по словам аналитиков, может утратить статус индустриально развитой.
Рисунок 5.7 Прогноз экспорта российской нефти и нефтепродуктов с учетом санкций и эффектов декарбонизации (млн т н.э.)

Меняющаяся повестка

В 2020-21 гг. выбросы парниковых газов в России «строго следовали за динамикой ВВП». Экстенсивный экономический рост в 2021 г. при низкой активности России в сфере декарбонизации и при заметном ослаблении внимания к политике повышения энергоэффективности привел к тому, что прирост как суммарных нетто-выбросов и выбросов от энергетики, стал рекордным за весь период наблюдений с 1990 г.
Тем временем низкоуглеродный продолжает менять ориентиры развития, глобальную экономику и энергетический ландшафт. Большинство стран стран-членов РКИК ООН (в том числе и Россия) приняли определяемые на национальном уровне цели по снижению выбросов (ОНУВ). Дополнительные обязательств по сокращению выбросов были приняты основными торговыми партнерами РФ – Китаем, Канадой, ЕС, США и Великобританией.
Рисунок 5.4 Траектории выбросов, подразумеваемые ОНУВ, и цели нулевых выбросов членов G20
Военные действия России только ускорили процесс глобальной декарбонизации. Для обеспечения энергетической безопасности все больше государств делают ставку на локальные источники энергии.

Ставки на энергопереход

Авторы исследования приводят данные: в 2022 г. мировые инвестиции в энергопереход несмотря на вызванный войной энергетический кризис впервые в истории сравнялись со средствами, вложенными в добычу энергоресурсов ($1,1 трлн). А в 2030-2050 гг. ежегодные инвестиции в энергопереход будут вдвое превышать нынешний объем международной торговли ископаемыми видами топлива.
Упущенной возможностью аналитики считают потерю доступа российских товаров на этот зарождающийся триллионный рынок продукции для энергоперехода (материалы и новые виды топлива). При этом зарубежные рынки будут планомерно закрываться не только для российских топливных ресурсов, но и для всех других видов товаров.
Вызванные санкциями потери доходов от российского экспорта только товаров для реализации Механизма пограничной корректировки выбросов углерода (СВАМ) в европейские страны ЕС эксперты оценивают в $4,1-5,4 млрд. Этот ущерб намного превышает любые другие потери от ведения механизма СВАМ для российских отраслей России.
Для РФ очень важен доступ на мировой рынок машин и оборудования. В 2021 г. сегмент глобальной экономики был втрое больше экспорта ископаемого топлива. По мере продвижения по пути декарбонизации эта разница будет увеличиваться, - считают аналитики.

Углеродная нейтральность: сценарий 4D

Как считают авторы исследования ЦЭНЭФ-XXI, в долгосрочной перспективе цель достижения углеродной нейтральности к 2060 г. для России все еще достижима, но только в рамках сценария 4D – «Развитие на основе декарбонизации и демократизации», который открывает двери для возвращения в глобальную экономику. И невозможно в сценарии 4S – «Стагнация, Санкции, Самодостаточность».
Эксперты напоминают, что цель углеродной нейтральности для России в таком виде, как она существует сейчас может быть достигнута только с учетом поглощающей способности лесов и мероприятий по декарбонизации. Отказ от сценария 4D приведет к тому, выбросы, связанные с энергетикой к 2060 г окажутся на 80 Мт CO2 выше необходимого уровня. Для компенсации именно такой объем поглощения потребуется от сектора землепользования и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ).
При этом делать ставку на лес, по мнению экспертов, нет оснований: в 2021 г. показатели поглощающей способности сектора ухудшились, а «надежды на этот сектор как на панацею становятся все более зыбкими».
Из-за санкций некоторые меры по декарбонизации в России ограничены, особенно в области повышения энергоэффективности, внедрения возобновляемых источников энергии и использования водорода – все то, что в значительной степени опирается на импортные технологии. Поэтому «лучше раньше, а не позже, запустить меры поддержки для локализации низкоуглеродных технологий».
Перспективы для РФ аналитики видят в кардинальном изменении приоритетов политики в отношении технологий, внешней торговли, делового климата и декарбонизации. По их мнению, необходимо, чтобы баланс в структуре внешней торговли поддерживался в рамках глобальных тенденций и подходов. К примеру, дефицит внешнеторгового баланса можно преодолеть через увеличение нетопливного экспорта, повышение уровня локализации продукции и импортозамещение. Правда, возможно это только через возвращение в глобальные цепочки поставок.
Кроме того, эксперты подчеркивают тесную связь процессов демократизации и конкуренции со снижением роли нефтегазового и государственного секторов, они пишут, что «опора на более широкие политические и социальные силы станет ключевым фактором социальной стабильности и стимулирования деловой активности».