Федеральное собрание РФ одобрило законопроект, создающий правовую основу для реализации лесоклиматических проектов. Представители общественных экологических организаций считают, что климатические проекты особенно эффективны как дополнение к технологическим, таким как переход на возобновляемые источники энергии и уход от угля.
Поглощение парниковых газов за счет увеличения лесонасаждений считается одним из действенных способов декарбонизации. Россия имеет большой потенциал в этом направлении: на ее территории расположены 20% всех лесов планеты, площадь которых составляет больше миллиарда гектаров.
Принятая в 2021 году Стратегия низкоуглеродного развития в первую очередь сосредоточена именно на поглощении выбросов лесами. Согласно документу, подготовленному Минэкономразвития, чтобы стать углеродно-нейтральной к 2060 г. Россия должна компенсировать за счет лесов 1,1 млрд т выбросов СО2.
Для снижения уровня СО2 в атмосфере за счет лесов нужны постоянные усилия. На протяжении всего жизненного цикла леса нужно улучшать условия роста деревьев, вкладывать средства в санитарные рубки, чистить лес, защищать от вредителей, то есть организовать надежную систему управления лесами и подвести под это законодательную основу.
Новый законотворческий акт создан в контексте принятого три года назад Закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», который определил основы климатического регулирования и дал право физическим и юридическим лицам реализовывать климатические проекты, получая за них так называемые «углеродные единицы».
Закон, в числе прочего, предписал компаниям, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, ежегодно представлять отчеты о выбросах. А углеродные единицы, согласно документу, можно зачислять для снижения углеродного следа предприятия, признания его более «зеленым».
Хотя в последнее время все больше компаний включают в свои стратегии по устойчивому развитию программы по лесовосстановлению, на данный момент официально приняты только три добровольных лесоклиматических проекта, которые реализуются на Дальнем Востоке и в Сибири.
Новый Законопроект о лесоклиматических проектах развивает все вышеупомянутые понятия и выглядит как дополнения к Лесному кодексу РФ. Документом закрепляется новое для российского законодательства понятие: «лесоклиматические проекты» — проекты, направленные на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов.
Как следует из документа, реализация лесоклиматических проектов будет осуществляться на добровольной основе. Для этого исполнителю необходимо будет заключить с Рослесхозом. Инициатор проекта может также привлекать другие организации, включая государственные и муниципальные учреждения. Проводить лесоклиматические проекты можно будет как в пределах лесного фонда, так и на землях, к нему не относящихся.
Предполагается, что официальной основой для лесоклиматических проектов станет соглашение, которое должно будет включать в себя ожидаемые результаты, сроки, обязательство заинтересованного лица включить сведения о реализации лесоклиматического проекта в реестр углеродных единиц, а также готовность не реже одного раза в 5 лет представлять результаты мониторинга в Рослесхоз.
Как следует из нового законопроекта, изменения параметром лесов, произошедшие в результате реализации лесоклиматических проектов будут вноситься в лесные планы субъектов РФ и лесохозяйственные регламенты лесничеств. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, это необходимо для обеспечения учета проектов и дополнительного подтверждения при верификации.
Новый документ содержит перечень дополнительных мероприятий, которые можно проводить в рамках лесоклиматических проектов: появляется возможность заниматься охраной от пожаров, защитой лесов от вредителей и болезней, воспроизводством лесов, лесовосстановлением и лесоразведением.
Инициаторы закона предполагают, что он станет стимулом для широкого внедрения лесоклиматических проектов. По словам заместителя Министра природных ресурсов Сергея Аноприенко, «законопроект позволит компаниям, желающим добровольно реализовывать лесоклиматические проекты, генерировать углеродные единицы, тем самым понижая свой углеродный след».
Эксперты общественных организаций считают, что лесоклиматические проекты являются эффективным способом влияния на первопричины и последствия кризисов в области биоразнообразия и климата, но они подчеркивают, что «климатические проекты с использованием лесов и болот должны выполняться не вместо мер по снижению выбросов парниковых газов в промышленности, а вместе с ними, в дополнение к технологическим проектам, таким как переход на возобновляемые источники энергии и уход от угля, - пишут в своем докладе «Водно-болотные территории России и изменение климата” представители российских НПО.
Изменение климата и утрата биоразнообразия часто усиливают друг друга, но, как считают эксперты, подобный синергетический эффект возникает и когда природно-климатические решения внедряются вместе с технологическими.
Принятая в 2021 году Стратегия низкоуглеродного развития в первую очередь сосредоточена именно на поглощении выбросов лесами. Согласно документу, подготовленному Минэкономразвития, чтобы стать углеродно-нейтральной к 2060 г. Россия должна компенсировать за счет лесов 1,1 млрд т выбросов СО2.
Для снижения уровня СО2 в атмосфере за счет лесов нужны постоянные усилия. На протяжении всего жизненного цикла леса нужно улучшать условия роста деревьев, вкладывать средства в санитарные рубки, чистить лес, защищать от вредителей, то есть организовать надежную систему управления лесами и подвести под это законодательную основу.
Новый законотворческий акт создан в контексте принятого три года назад Закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», который определил основы климатического регулирования и дал право физическим и юридическим лицам реализовывать климатические проекты, получая за них так называемые «углеродные единицы».
Закон, в числе прочего, предписал компаниям, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, ежегодно представлять отчеты о выбросах. А углеродные единицы, согласно документу, можно зачислять для снижения углеродного следа предприятия, признания его более «зеленым».
Хотя в последнее время все больше компаний включают в свои стратегии по устойчивому развитию программы по лесовосстановлению, на данный момент официально приняты только три добровольных лесоклиматических проекта, которые реализуются на Дальнем Востоке и в Сибири.
Новый Законопроект о лесоклиматических проектах развивает все вышеупомянутые понятия и выглядит как дополнения к Лесному кодексу РФ. Документом закрепляется новое для российского законодательства понятие: «лесоклиматические проекты» — проекты, направленные на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов.
Как следует из документа, реализация лесоклиматических проектов будет осуществляться на добровольной основе. Для этого исполнителю необходимо будет заключить с Рослесхозом. Инициатор проекта может также привлекать другие организации, включая государственные и муниципальные учреждения. Проводить лесоклиматические проекты можно будет как в пределах лесного фонда, так и на землях, к нему не относящихся.
Предполагается, что официальной основой для лесоклиматических проектов станет соглашение, которое должно будет включать в себя ожидаемые результаты, сроки, обязательство заинтересованного лица включить сведения о реализации лесоклиматического проекта в реестр углеродных единиц, а также готовность не реже одного раза в 5 лет представлять результаты мониторинга в Рослесхоз.
Как следует из нового законопроекта, изменения параметром лесов, произошедшие в результате реализации лесоклиматических проектов будут вноситься в лесные планы субъектов РФ и лесохозяйственные регламенты лесничеств. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, это необходимо для обеспечения учета проектов и дополнительного подтверждения при верификации.
Новый документ содержит перечень дополнительных мероприятий, которые можно проводить в рамках лесоклиматических проектов: появляется возможность заниматься охраной от пожаров, защитой лесов от вредителей и болезней, воспроизводством лесов, лесовосстановлением и лесоразведением.
Инициаторы закона предполагают, что он станет стимулом для широкого внедрения лесоклиматических проектов. По словам заместителя Министра природных ресурсов Сергея Аноприенко, «законопроект позволит компаниям, желающим добровольно реализовывать лесоклиматические проекты, генерировать углеродные единицы, тем самым понижая свой углеродный след».
Эксперты общественных организаций считают, что лесоклиматические проекты являются эффективным способом влияния на первопричины и последствия кризисов в области биоразнообразия и климата, но они подчеркивают, что «климатические проекты с использованием лесов и болот должны выполняться не вместо мер по снижению выбросов парниковых газов в промышленности, а вместе с ними, в дополнение к технологическим проектам, таким как переход на возобновляемые источники энергии и уход от угля, - пишут в своем докладе «Водно-болотные территории России и изменение климата” представители российских НПО.
Изменение климата и утрата биоразнообразия часто усиливают друг друга, но, как считают эксперты, подобный синергетический эффект возникает и когда природно-климатические решения внедряются вместе с технологическими.