Эта часть шестого оценочного доклада МГЭИК обновляет концепцию оставшегося бюджета выбросов парниковых газов (суммарных объемов выбросов парниковых газов, которые человечеству еще можно выбросить, не превысив в результате предела потепления в 1,5 или 2 градуса).

В докладе сообщается, что для обеспечения вероятности в 50 % остаться в пределах 1,5 градуса Цельсия глобального потепления, бюджет выбросов парниковых газов (ПГ) с 2020 года и далее составляет всего 500 миллиардов тонн СО2-экв.. При нынешнем уровне глобальных чистых антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ) (59±6,6 Гт СО2-экв. В 2019 г.) этот бюджет будет исчерпан уже в 2027 г., то есть дальнейшее продолжение выбросов сверх «допустимого уровня» неизбежно приведет к повышению глобальной температуры более чем на 1,5 градусов. Для ограничения потепления двумя градусами (с вероятностью не менее 67 %) доклад дает оценку остаточных допустимых выбросов ПГ с 2020 г. и далее в 1150 Гт CO2- экв. При нынешних темпах выбросов ПГ к 2038 году будет выброшен такой объем ПГ, что потепление на 2 °C станет неизбежным. Ни одна страна не обязуется стать углеродно нейтральной к 2027 году. Это говорит о том, что время для достижения показателя в 1,5 градусов почти упущено.
Согласно Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, к 2060 году РФ станет углеродно-нейтральной страной. Российский социально-экологический союз считает, что энергетический сектор страны и мира должен стать полностью безуглеродным к середине этого века.
В докладе МГЭИК признается, что обычные сценарии непревышения 1,5 oC уже почти нереалистичны. При этом все смоделированные глобальные сценарии, которые ограничивают потепление уровнем 1,5 °C (с вероятностью более 50 %) к концу этого века без или с ограниченным превышением этого уровня в середине века, и те, которые ограничивают потепление уровнем 2 °C (с вероятностью более 67 %), предполагают быстрое и глубокое – и в большинстве случаев немедленное – сокращение выбросов ПГ во всех секторах. Такие сокращения не предусмотрены текущими ОНУВ (определяемые на национальном уровне вклады) стран. Поэтому в докладе МГЭИК вводится концепция превышения. Эта концепция предусматривает, что температура может подняться выше 1,5 oC в середине этого века, но снизится к 2100 году благодаря технологиям УХУ (улавливание и хранение углерода) не только, речь еще и о природных решениях по удержанию и накоплению углерода. К ним относятся, в частности, совмещение УХУ с биоэнергетикой (УХУ на электростанциях, работающих на биомассе) и прямое улавливание СО2 из воздуха. К сожалению, эти и подобные им технологии не только спекулятивны, но и зачастую вредны для человека и окружающей среды, как это уже отмечалось в предыдущих докладах МГЭИК. В докладе признается, что такие технологии могут создать социально-экономические и экологические проблемы, такие как нарушение снабжения продовольствием и водой, ущемление прав местного бизнеса и коренных народов, а также ущерб биоразнообразию. Однако в докладе не оценивается, насколько большие площади земли могут оказаться под угрозой, если промышленно развитый мир вместо того, чтобы выбрать реальные решения, будет инвестировать в биоэнергетику с УХУ. Для этого необходимо производить биомассу в огромных масштабах. Планируется это делать в основном в бедных развивающихся странах. Но в действительности необходимая для таких технологий территория может быть размером с Индию или даже с Австралию.
Доверие к технологиям УХУ может ввести политиков, бизнес и всех нас в заблуждение, заставив поверить в то, что мы можем превысить температурный порог в 1,5 градуса (что само по себе будет означать серьезное изменение климата) и в последующем извлекать СО2 из атмосферы без особых проблем. Однако в предыдущих докладах МГЭИК было совершенно ясно показано, что превышение уровня в 1,5 градуса приведет к целому ряду проблем как для окружающей среды, так и для людей. И, как обычно, это особенно затронет наименее виноватые, но наиболее уязвимые слои населения.
В докладе много свидетельств о несправедливом распределении выгод и ответственности. Например, один миллиард человек в «наименее развитых странах» произвел менее 0,4 процента исторических выбросов парниковых газов с 1850 по 2019 год. Это поднимает вопрос о климатической справедливости: кто должен нести основную тяжесть борьбы с климатическим кризисом? – Бедные, которые внесли очень малый вклад в возникновение проблемы и не пользовались преимуществами дешевого топлива, или это, например, самые богатые 10 процентов населения мира, на долю которых приходится более 50 процентов текущих выбросов парниковых газов и наибольшая часть исторических выбросов ПГ?
Новый доклад МГЭИК содержит новую важную главу, посвященную подходу со стороны спроса. Важность этого подхода подтверждается потенциалом сокращений выбросов ПГ в зданиях, где как новое строительство, так и модернизация существующих зданий могут обеспечить очень большие сокращения. Но нужно больше, чем энергоэффективность, снижение потребности в энергии и материалах и т. д. Помимо этого необходимы поведенческие изменения, которые обеспечивают реальные сокращения, и, в конечном счете, достижение более устойчивого мира — как в экологическом, так и в социальном плане. Что касается климатического кризиса, то подход со стороны спроса (потребления) должен иметь наивысший приоритет в ближайшие 10-20 лет. При небольшом оставшемся бюджете выбросов ПГ одни только технологии не могут справиться с этой задачей. Эффективность этого подхода можно проиллюстрировать примером: если бы самые богатые 10 процентов населения мира имели бы уровень потребления как в среднем по Европе, треть глобальных выбросов CO2 была бы одномоментно устранена.
Вызывает сожаление, что сценарии эмиссий ПГ в этом докладе МГЭИК основаны на предположении, что экономика будет развиваться так же, как и сейчас — ориентируясь на бесконечный рост. Хотя на самом деле отсутствие успеха даже в обещаниях (целях) стран снижать выбросы ПГ говорит о том, что необходимо рассматривать альтернативные модели устойчивого развития, в т. ч. и мировой экономики. Таких альтернативных моделей МГЭИК не предоставляет, рассматривая только модель рыночной экономики роста при моделировании сценариев климатических изменений.