ВСЕ НОВОСТИ

Очередное предупреждение миру

Наука
Эта часть шестого оценочного доклада МГЭИК обновляет концепцию оставшегося бюджета выбросов парниковых газов (суммарных объемов выбросов парниковых газов, которые человечеству еще можно выбросить, не превысив в результате предела потепления в 1,5 или 2 градуса).
В докладе сообщается, что для обеспечения вероятности в 50 % остаться в пределах 1,5 градуса Цельсия глобального потепления, бюджет выбросов парниковых газов (ПГ) с 2020 года и далее составляет всего 500 миллиардов тонн СО2-экв.. При нынешнем уровне глобальных чистых антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ) (59±6,6 Гт СО2-экв. В 2019 г.) этот бюджет будет исчерпан уже в 2027 г., то есть дальнейшее продолжение выбросов сверх «допустимого уровня» неизбежно приведет к повышению глобальной температуры более чем на 1,5 градусов. Для ограничения потепления двумя градусами (с вероятностью не менее 67 %) доклад дает оценку остаточных допустимых выбросов ПГ с 2020 г. и далее в 1150 Гт CO2- экв. При нынешних темпах выбросов ПГ к 2038 году будет выброшен такой объем ПГ, что потепление на 2 °C станет неизбежным. Ни одна страна не обязуется стать углеродно нейтральной к 2027 году. Это говорит о том, что время для достижения показателя в 1,5 градусов почти упущено.
Согласно Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, к 2060 году РФ станет углеродно-нейтральной страной. Российский социально-экологический союз считает, что энергетический сектор страны и мира должен стать полностью безуглеродным к середине этого века.
В докладе МГЭИК признается, что обычные сценарии непревышения 1,5 oC уже почти нереалистичны. При этом все смоделированные глобальные сценарии, которые ограничивают потепление уровнем 1,5 °C (с вероятностью более 50 %) к концу этого века без или с ограниченным превышением этого уровня в середине века, и те, которые ограничивают потепление уровнем 2 °C (с вероятностью более 67 %), предполагают быстрое и глубокое – и в большинстве случаев немедленное – сокращение выбросов ПГ во всех секторах. Такие сокращения не предусмотрены текущими ОНУВ (определяемые на национальном уровне вклады) стран. Поэтому в докладе МГЭИК вводится концепция превышения. Эта концепция предусматривает, что температура может подняться выше 1,5 oC в середине этого века, но снизится к 2100 году благодаря технологиям УХУ (улавливание и хранение углерода) не только, речь еще и о природных решениях по удержанию и накоплению углерода. К ним относятся, в частности, совмещение УХУ с биоэнергетикой (УХУ на электростанциях, работающих на биомассе) и прямое улавливание СО2 из воздуха. К сожалению, эти и подобные им технологии не только спекулятивны, но и зачастую вредны для человека и окружающей среды, как это уже отмечалось в предыдущих докладах МГЭИК. В докладе признается, что такие технологии могут создать социально-экономические и экологические проблемы, такие как нарушение снабжения продовольствием и водой, ущемление прав местного бизнеса и коренных народов, а также ущерб биоразнообразию. Однако в докладе не оценивается, насколько большие площади земли могут оказаться под угрозой, если промышленно развитый мир вместо того, чтобы выбрать реальные решения, будет инвестировать в биоэнергетику с УХУ. Для этого необходимо производить биомассу в огромных масштабах. Планируется это делать в основном в бедных развивающихся странах. Но в действительности необходимая для таких технологий территория может быть размером с Индию или даже с Австралию.
Доверие к технологиям УХУ может ввести политиков, бизнес и всех нас в заблуждение, заставив поверить в то, что мы можем превысить температурный порог в 1,5 градуса (что само по себе будет означать серьезное изменение климата) и в последующем извлекать СО2 из атмосферы без особых проблем. Однако в предыдущих докладах МГЭИК было совершенно ясно показано, что превышение уровня в 1,5 градуса приведет к целому ряду проблем как для окружающей среды, так и для людей. И, как обычно, это особенно затронет наименее виноватые, но наиболее уязвимые слои населения.
В докладе много свидетельств о несправедливом распределении выгод и ответственности. Например, один миллиард человек в «наименее развитых странах» произвел менее 0,4 процента исторических выбросов парниковых газов с 1850 по 2019 год. Это поднимает вопрос о климатической справедливости: кто должен нести основную тяжесть борьбы с климатическим кризисом? – Бедные, которые внесли очень малый вклад в возникновение проблемы и не пользовались преимуществами дешевого топлива, или это, например, самые богатые 10 процентов населения мира, на долю которых приходится более 50 процентов текущих выбросов парниковых газов и наибольшая часть исторических выбросов ПГ?
Новый доклад МГЭИК содержит новую важную главу, посвященную подходу со стороны спроса. Важность этого подхода подтверждается потенциалом сокращений выбросов ПГ в зданиях, где как новое строительство, так и модернизация существующих зданий могут обеспечить очень большие сокращения. Но нужно больше, чем энергоэффективность, снижение потребности в энергии и материалах и т. д. Помимо этого необходимы поведенческие изменения, которые обеспечивают реальные сокращения, и, в конечном счете, достижение более устойчивого мира — как в экологическом, так и в социальном плане. Что касается климатического кризиса, то подход со стороны спроса (потребления) должен иметь наивысший приоритет в ближайшие 10-20 лет. При небольшом оставшемся бюджете выбросов ПГ одни только технологии не могут справиться с этой задачей. Эффективность этого подхода можно проиллюстрировать примером: если бы самые богатые 10 процентов населения мира имели бы уровень потребления как в среднем по Европе, треть глобальных выбросов CO2 была бы одномоментно устранена.
Вызывает сожаление, что сценарии эмиссий ПГ в этом докладе МГЭИК основаны на предположении, что экономика будет развиваться так же, как и сейчас — ориентируясь на бесконечный рост. Хотя на самом деле отсутствие успеха даже в обещаниях (целях) стран снижать выбросы ПГ говорит о том, что необходимо рассматривать альтернативные модели устойчивого развития, в т. ч. и мировой экономики. Таких альтернативных моделей МГЭИК не предоставляет, рассматривая только модель рыночной экономики роста при моделировании сценариев климатических изменений.