ВСЕ НОВОСТИ

Климатически дружественный транспорт возможен (?)

Решения
Климатический кризис — одна из нескольких серьезнейших проблем, стоящих перед человечеством. Согласно докладам Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), для выполнения обязательств Парижского климатического соглашения, участником которого является и Россия, необходимо прекратить антропогенные выбросы парниковых газов (ПГ) приблизительно к 2050 году. Причем важно не просто прекратить эти выбросы через 28 лет, но и сократить их наполовину уже к 2030 году.
Транспорт является одним из секторов экономики, который отвечает за значительную долю выбросов ПГ (более чем 16 % всех выбросов ПГ в мире). Всего лишь 4 % энергопотребления в транспорте сейчас обеспечивается возобновляемыми источниками энергии. Существуют разработанные технические решения декарбонизации всех видов транспорта. Эти решения включают полный отказ от использования ископаемого топлива, электрификация значительной части автотранспорта и части других видов транспорта и перевод на синтетическое «зеленое» топливо тех видов транспорта, электрификация которых невозможна (например, суда и самолеты на средних и больших расстояниях). Вместо синтетического топлива допустимо использование биотоплива, но только в случаях, если это биотопливо производится методами, не противоречащими принципам устойчивого развития (например, из неизбежно образующихся отходов). Использование сельскохозяйственных «энергетических» культур для производства транспортного биотоплива недопустимо.
Существует общий принцип очередности приоритетов для действий при решении любой задачи снижения негативного воздействия какого-либо явления. Эта очередность кратко выражается тремя словами: избегать, уменьшать, улучшать. В применении к транспорту эта иерархия приоритетов следующая:
  • избегать ненужных поездок и перевозок (предпочитать по возможности перемещаться пешком или на велосипеде, покупать местные продукты, избегать ненужных далеких поездок и т. п.);
  • уменьшать количество и протяженность поездок, объемы и расстояния грузоперевозок, уменьшать выбросы парниковых газов и негативное воздействие транспорта на окружающую среду и общество переходом на более эффективные виды транспорта;
  • улучшать характеристики транспортных средств (ТС) — переходить на ТС, использующие возобновляемые источники энергии и отказываться от ископаемого топлива.

Уменьшать количество поездок и перевозок и избегать ненужных

Рациональное городское планирование может существенно снизить число поездок и перевозок. Отсутствие или недостаток элементов социальной инфраструктуры в микрорайоне (магазинов, культурных учреждений, административных офисов и т. п.), расположение торговых точек и элементов социальной инфраструктуры вдали от остановок общественного транспорта, расположение крупных торговых точек за городом являются примерами так называемой функциональной сегрегации.
Равномерное размещение рабочих мест по городу, размещение рабочих мест в шаговой доступности, создание рабочих мест с возможностью работы дома создает дополнительные возможности сократить количество поездок. К правильному городскому планированию также относится обеспечение удобного и безопасного передвижения пешком, на велосипедах и других средствах активной мобильности (самокатах, скейтбордах и т. п.).

Переход на более климатически дружественные виды транспорта

По климатической дружественности (по возрастанию выбросов ПГ) виды мобильности людей можно расположить в следующем порядке:

  1. передвижение пешком и с помощью малых индивидуальных немоторизованных ТС (велосипед, самокат, скейтборд и т. п.);
  2. малые индивидуальные моторизированные ТС (электровелосипед, электросамокат, сегвей, гироскутер и т. п.);
  3. водный транспорт;
  4. рельсовый транспорт;
  5. троллейбус;
  6. автобус;
  7. легковой автомобиль с пассажирами;
  8. самолет;
  9. легковой автомобиль только с водителем.
Предпочтение более климатически дружественных видов транспорта (так называемый модальный сдвиг) является важной мерой в декарбонизации транспорта. В будущем декарбонизированному транспорту потребуется огромное количество возобновляемой энергии. Если не пользоваться наиболее энергоэффективными видами транспорта, задача декарбонизации транспорта становится почти невыполнимой. Достаточно сказать, что, пользуясь легковым автомобилем вместо общественного транспорта, человек ежедневно потребляет больше энергии на транспорт (и, соответственно, больше выбрасывает ПГ), чем в результате использования всего остального жизнеобеспечения (отопление, горячая вода, приготовление пищи, электроприборы).
Кроме того, технические решения декарбонизации транспорта сложны и не смогут обеспечить снижение выбросов ПГ от транспорта вдвое к 2030 году. Поэтому чрезвычайно важно опережающими темпами снижать объемы потребляемого транспортом ископаемого топлива переходом на энергоэффективные виды транспорта, в дополнение снижению транспортных потребностей и повышению энергоэффективности индивидуальных ТС.
Дополнительной мотивацией более широкого использования общественного транспорта (ОТ) вместо личных автомобилей было бы развитие сети ОТ, повышение его комфортабельности, повышение скорости движения и другие меры. В сочетании с ограничениями на въезд в центры городов на личных автомобилях (используется во многих городах мира), это способствовало бы модальному сдвигу. Одно ограничение на въезд в центры городов уменьшило бы выбросы ПГ на 82 Мт CO2-экв. в год в глобальном масштабе.
Есть и другие методы снижения выбросов ПГ транспортом, например, снижение предельных разрешенных скоростей автомобилей. Потребление энергии увеличивается пропорционально квадрату скорости ТС. В глобальном масштабе снижение скоростного режима для автомобилей на 10 км/час позволило бы сэкономить более 20 млн тонн нефтепродуктов в год. Это также повысило бы безопасность дорожного движения.
Более широкое использование работы из дома, когда это возможно, и телеконференций вместо путешествий на международные конференции также снизило бы вклад транспорта в климатический кризис. Во время локдаунов, связанных с пандемией ковида, выбросы ПГ наземным транспортом снизились на 40 % в глобальном масштабе.

Прекращение выбросов ПГ транспортом к 2050 году

Поскольку среднее время использования автомобилей составляет около 15 лет, необходимо полностью запретить производство и продажу новых легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) не позднее 2035 года (включая гибридные автомобили), чтобы обеспечить нулевые выбросы ПГ от легковых автомобилей к 2050 году, а с 2050 года запретить использовать в транспорте ископаемое топливо. Подобные решения уже приняли многие страны. В период до 2050 года необходимо ввести и постоянно ужесточать нормы на выбросы ПГ автомобилями на 100 км пробега.

Что необходимо сделать, чтобы декарбонизировать транспорт в России

Меры, которые способствовали бы декарбонизации транспорта в России, можно разделить на две группы — (1) способствующие постепенному снижению выбросов ПГ и (2) обеспечивающие отсутствие выбросов ПГ начиная с 2050 года.
К первой группе относятся:
  • Изменение стандартов планирования населенных пунктов и ужесточение контроля выполнения этих стандартов в плане обеспечения населения элементами социальной инфраструктуры в шаговой доступности.
  • Развитие возможностей передвижения пешком, с помощью малых индивидуальных немоторизованных и моторизированных ТС.
  • Развитие ОТ (повышение его комфортабельности, уплотнение его сети, уменьшение интервала движения и т. п.).
  • Введение и применение льгот и субсидий на приобретение электроавтомобилей.
  • Введение ограничительных стандартов на выбросы СО2 транспортом на 100 км пробега и регулярное их ужесточение (каждые пять лет).
  • Ограничение въезда автотранспорта в центры городов.
  • Снижение предельной скорости передвижения в населенных пунктах с 60 до 50 км/час.
  • Снижение нештрафуемой величины превышения скорости с 20 до 5 км/час.

Вторая группа мер включает:
  • Запрет на продажу автомобилей с ДВС (включая гибридные) с 2035 года.
  • Запрет на эксплуатацию автомобилей с ДВС (включая гибридные) с 2050 года.
Полная декарбонизация транспорта — непростая задача. Она требует кардинальной перестройки автопрома, обслуживающей инфраструктуры и энергетической системы. Поскольку на эту перестройку осталось 28 лет, действовать нужно быстро и решительно.