ВСЕ НОВОСТИ

Транспорт в России в 2035 году

В городах на автомобильный транспорт приходится около 4/5 выбросов вредных веществ в атмосферу, в Москве этот показатель доходит до более 90 %. Транспорт отвечает за более 16 % всех выбросов парниковых газов в мире и около 15 % — в России. Поэтому одна из целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 года, утвержденной в конце 2021 года, — расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат.

В стратегии проанализировано состояние транспортной системы России и намечены целевые показатели и пути ее развития. В крупнейших российских городах на автомобильный транспорт приходится 17-25 % (в зависимости от города) всех совершаемых поездок (для сравнения — на автобусы общего пользования — 12-17 % поездок, на внеуличный транспорт — 3-26 %, на пешие перемещения — 29-40 %). Но при этом на автомобильный транспорт приходится около 95 % занимаемого пассажирским транспортом городского пространства, 80-95 % выбросов и более 75 % дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

Казалось бы, многие экологические проблемы, связанные с транспортом, можно было бы решить, используя более современные и качественные автомобили. Действительно, по данным стратегии, в России 45 миллионов легковых автомобилей, и они имеют средний возраст 13,9 года (59 % парка старше 10 лет). Аналогичная ситуация и с грузовыми автомобилями: в России их 6,56 миллионов, их средний возраст 17,7 года (53 % парка старше 15 лет). 55 процентов автопарка Российской Федерации не соответствуют стандарту выбросов Евро-3.

Использование более экологичных автомобилей позволяет решить проблемы с выбросами некоторых вредных веществ, например, существенно сократить выбросы оксидов азота. Тем не менее полностью проблему загрязнения путем обновления автопарка решить невозможно, в том числе потому, что до 82 % выбросов взвешенных частиц происходит не из выхлопных газов, а за счет стирания дорожного покрытия и составных частей автомобиля. Таким образом, — по мнению авторов стратегии — развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным. Ожидается, что по мере развития транспортных систем в России доля мобильности на личном автомобиле снизится до уровня ведущих европейских транспортных систем (Берлин, Париж, Мадрид, Милан, Лондон). За счет развития транспортных систем количество активных пользователей транспорта общего пользования в городах вырастет на 15 процентов.

К направлениям оптимизации систем транспортного обслуживания в городах стратегия относит, в частности, приоритет движения пешеходов, средств индивидуальной мобильности и транспорта общего пользования во внутригородском сообщении над индивидуальным транспортом, комфортные и безопасные тротуары. В результате выполнения мер, предусмотренных в документе, пассажирооборот городского общественного транспорта должен к 2035 году вырасти до 102-103 млрд пассажиро-километров в год (на 15 %).

Стратегия отмечает недостаточное использование внутреннего водного транспорта. А ведь он более экологически и климатически дружественен, чем остальные виды моторизованного транспорта. Доля водного транспорта в общем грузообороте составляет всего 2 % (для сравнения, в Китае — 7 %, в Германии — 8 %). В СССР в 1985 году доля внутреннего водного транспорта в грузообороте составляла 9 %.

На выбросы парниковых газов стратегия обращает отдельное внимание. В 2019 году сжигание топлива в транспорте привело к выбросу около 15 % всех выбросов парниковых газов в России. По данным Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, в транспортном секторе РФ в 2019 году 61 % выбросов было от дорожного транспорта, 5 % — от авиации (внутренней), 3 % — от железнодорожного транспорта, 1 % — от морского и внутреннего водного транспорта, 27 % — от трубопроводов (нефтепроводов и газопроводов). Поэтому снижение выбросов парниковых газов автотранспортом является приоритетным.

В соответствии с имеющимися прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации ожидается снижение выбросов парниковых газов от транспортного сектора к 2030 году на 1,2 % относительно общего объема выбросов в 2017 году, в перспективе до 2050 года — на 4,2 % относительно уровня 2030 года. Для этого планируется: использовать новые энергоэффективные транспортные средства, применять гибридные системы аккумулирования энергии на транспорте, электрифицировать и газифицировать транспорт общего пользования, стимулировать переход на использование моделей с низким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, переводить автотранспорт на гибридные аналоги, развивать зарядную инфраструктуру для электромобилей и электробусов. Важно отметить такую меру, как масштабное стимулирование совместного использования транспортных средств, развитие велосипедного и другого немоторизированного транспорта. "Углеродный след" от эксплуатации общественного транспорта в крупных и крупнейших агломерациях процентов по отношению к уровню 2019 года должен снизиться по консервативному сценарию на 30 %, а по базовому сценарию — на 70 %.

Меры, предусмотренные Транспортной стратегией Российской Федерации до 2035 года, могут существенно уменьшить загрязнение окружающей среды при повышении безопасности и качества предоставляемых транспортом услуг. Планируемое снижение выбросов парниковых газов невелико, поэтому оставшиеся выбросы должны быть компенсированы мерами в других секторах. Следует также отметить, что цели по декарбонизации транспорта будут выполнены, только если будут достигнуты планируемые цели по развитию возобновляемых источников энергии и цели по производству топлив с помощью энергии от ВИЭ.