Как соотносятся Пластиковое соглашение и реальное загрязнение окружающей среды пластиковым гранулятом
Введение
Пляжи Великобритании в очередной раз наводнило загрязнение пластиковыми гранулами (новости — 1, 2,3). Эта проблема касается всего мира, на побережье Финского Залива исследователи также не раз находили маленькие пластмассовые шарики. Есть надежда, что пластиковое загрязнение можно будет сократить благодаря Пластиковому соглашению.
В мае 2023-го состоится второй раунд переговоров по Пластиковому договору — международному юридически обязательному документу по борьбе с загрязнением. Что мы знаем о соглашении сегодня и насколько возможно с помощью международного соглашения бороться с конкретными источниками пластикового загрязнения, такими, как пластиковый гранулят?
В чём опасность маленьких пластиковых гранул?
Большинство пластиковых изделий производят из первичных пластиковых гранул – пеллет. Пеллеты чаще всего выглядят как небольшие шарики диаметром 2-5 мм, но есть и более мелкие частицы — хлопья/порошок, часто имеющие неправильную форму. Пеллеты также производятся в результате переработки пластмасс и являются вторичным сырьём. Гранулы транспортируются с производственной площадки поездом, грузовиком и/или судном на объект, где конечный продукт формируется из первичного материала. При этом на каждой из стадий жизненного цикла пеллет могут происходить потери. Миллионы гранул ежегодно попадают с производственной площадки в водные объекты, где они становятся переносчиками опасных для здоровья веществ.
Представьте:
в 2021 году было произведено более 360 миллионов тонн пластика, это превышает общий вес человечества на Земле.
только в Великобритании в океан ежегодно может попадать до 53 миллиардов гранул ежегодно.
При производстве пластика используются тысячи химических веществ – добавок для придания пластмассам нужных свойств, например, эластичности. Даже небольшое количество некоторых химических добавок может привести к повреждению иммунной и репродуктивной систем и даже раку.
Один из катастрофических случаев загрязнения пеллетами произошел в мае 2021 года недалеко от порта Коломбо, Шри-Ланка. Грузовое судно Х-Pearl, на котором находились контейнеры с химическими веществами и пеллетами, горело в течение двух недель. В результате крушения судна в воду попали миллиарды пластиковых гранул. Активисты на месте сразу организовались и провели более 48 волонтёрских уборок, но убрать рассеянные в окружающей среде пеллеты очень сложно.
Помимо того, что пластик сам содержит токсичные вещества, микропластиковые частицы могут сорбировать и токсины из окружающей среды. Учитывая, что на корабле помимо пеллет были контейнеры с азотной кислотой, цинком, свинцом и медью, последствиями катастрофы стало не только физическое загрязнение гранулами. Химический анализ собранных в Шри-Ланке гранул показал, что пеллеты содержали различные металлы: кальций, медь, железо, титан, цинк, барий, бром, ртуть и др. Это огромная опасность для местной флоры и фауны, а также для местного населения. В течение нескольких месяцев после аварии было зарегистрировано около 300 случаев выбросившихся на берег морских животных (в т.ч. черепах и дельфинов). Рыболовство — одно из основных занятий для многих местных сообществ, из-за загрязнения рыбы пеллетами пострадали десятки тысяч людей. До сих пор рыбаки обнаруживают гранулы в рыбе и морских животных. Подробнее об эффектах аварии в докладе IPEN и CEJ.
Что такое Пластиковый договор и на какой он стадии?
Вопрос о международном решении для проблемы пластикового загрязнения стоит на повестке уже много лет. Производство пластика продолжает экспоненциально расти, а возврат в производственный цикл полимерных материалов практически стоит на месте. Найти одного виновного очень сложно, ведь в производственно-сбытовой цепочке пластмасс участвует одновременно множество действующих лиц и стран, а пластик на каждой стадии жизненного цикла проходит огромные расстояния. Добывают сырьё для производства полимеров в одном месте, формуют его в пластиковый гранулят в другом, производят товары из пластика в третьем, продают в четвёртом, и даже отходы из полимеров перемещаются по разным странам и проходят через множество организаций.
Решение о разработке инструмента для комплексного решения проблемы пластикового загрязнения — Договора о пластике или Platics treaty — было принято в феврале-марте 2022-го года на заседании пятой Ассамблеи ООН по окружающей среде (UNEA) в Найроби. Резолюция 5/14 UNEA определяет, что Межправительственный переговорный комитет (далее МПК) должен разработать международное юридически обязательное соглашение, основанное на всеобъемлющем подходе, который охватывает весь жизненный цикл пластика.
В ответ на резолюцию исполнительный директор ЮНЕП созвал специальную рабочую группу открытого состава для подготовки к работе МКП. С 30 мая по 2 июня 2022 года делегаты со всего мира встретились в Дакаре, Сенегал, чтобы определить условия работы над договором. В рамках этой встречи были:
созданы предполагаемые правила для разработки текста Договора,
запланированы 5 раундов переговоров: 1 — ноябрь 2022 в Уругвае, 2 — май 2023 во Франции, 3 — ноябрь 2023 в Кении, 4 — апрель 2024 в Канаде и 5 — ноябрь 2024 в Республике Корея. По плану, к концу 2024-го года должен быть разработан итоговый текст соглашения, а в первой половине 2025 года должна пройти Конференция для его подписания.
В ноябре-декабре 2022 в Уругвае прошло первое заседание Межправительственного переговорного комитета (МПК-1). От первой встречи нельзя было ожидать судьбоносных договорённостей, тем не менее произошло много важных событий. Был утвержден состав руководящего бюро МПК и приняты правила, которые будут определять, каким образом государства и заинтересованные стороны могут участвовать. Были представлены приоритеты стран, их видение договора, стало очевидным разделение стран на тех, кто готов прикладывать много усилий и ставит амбициозные цели (high ambition coalition) и страны с низкими амбициями.
Следующее заседание МПК состоится уже в мае в Париже. Есть надежда, что это не поведёт Пластиковое соглашение по пути климатического (Парижского соглашения) и не сделает меры волонтёрскими, потому что, очевидно, это не приводит к необходимым результатам.
Как может выглядеть пластиковый договор и как он будет бороться с конкретными источниками пластикового загрязнения, такими, как пеллеты
Секретариат МПК опубликовал рабочие документы ко второму раунду переговоров. Среди них – документ с изложением элементов, которые потенциально могут быть включены в договор. Он послужит основой для обсуждения на второй переговорной сессии (МПК-2). Документ основан на мнениях государств-членов переговоров, высказанных в ходе МПК-1, и на их письменных материалах. Предложения включают возможные цели соглашения, основные обязательства и волонтерские меры, сферу применения, меры контроля, элементы реализации.
В опубликованном документе, а значит в высказываниях стран, упоминается довольно много конкретных источников пластикового загрязнения: рыболовные сети, одноразовые пластмассовые изделия, вызывающие озабоченность и заменимые изделия из пластмасс, очистные сооружения и осадок сточных вод, пеллеты. Отдельно упоминается сокращение микропластика как возможное обязательство договора. В пояснительной записке к этому пункту пеллеты выделены отдельно, как источник первичного микропластика. К пункту предлагаются меры, как для преднамеренно добавляемого, так и для непреднамеренно попадающего в окружающую среду микропластика.
В частности, касаемо пеллет предлагается формулировка «Минимизирование рисков утечки пластиковых гранул при производстве, обработке, транспортировке и использовании определенных продуктов». Проблема первичных пластиковых гранул также может затрагиваться через ограничения на производство первичного пластика (пункт 1 раздела B. Core obligations документа). А загрязнение пеллетами окружающей среды и такие случаи, как произошедшая в Шри-Ланке авария судна с пеллетами, могут регулироваться через раздел о существующем загрязнении пластиком и проведение мероприятий по восстановлению экологии конкретных районов окружающей среды (горячих точек).
Документ должен был быть подготовлен для решения проблемы пластикового загрязнения на всём его жизненном цикле. Сейчас общие подходы к обязательным мерам выглядят разрозненными, как будто из них придется делать выбор. Например основные пункты про сокращение производства полимеров представлены в трёх возможных вариантах: 1) сокращение производства первичных полимеров в целом, 2) сокращение проблемных и тех пластиков, которые можно избежать, 3) сокращение производства вызывающих озабоченность химических веществ и полимеров, т.е. тех, в которых содержатся опасные добавки.
Довольно много мер касается возможного обязательства «Укрепление управления отходами». Но это решение на конце трубы, а значит, если упор будет сделан на это обязательство, мы не добьемся серьезного прогресса ни для пластикового загрязнения в целом, ни для конкретных источников, типа пеллет. Хотя в совокупности с другими обязательствами — по сокращению производства пластика и опасных добавок — эти меры необходимы и будут способствовать положительному результату.
Заключение:
Сейчас пластиковый договор имеет возможность стать самым амбициозным среди международных соглашений. Тем не менее, пока мы не знаем какие из формулировок будут приняты, станет ли договор действительно обязательным или волонтёрские меры будут преобладать и всё это зависит от того, как будут высказываться страны и стейкхолдеры на следующих раундах переговоров. Не превратятся следующие переговоры в выбивание наиболее комфортных формулировок? Не сократится ли энтузиазм и желание решить проблему у стейкхолдеров, как только начнутся вопросы финансов и экономические расчеты необходимых изменений, как только намерения столкнутся с реальностью? Не создадут ли формулировки важных упоминаемых в договоре понятий лазеек для сохранения ситуации в её сегодняшнем проблемном состоянии?
Да, вопросов больше, чем ответов, но есть надежда и все шансы создать реально работающий инструмент с высокими целями, которые приведут к сокращению пластикового загрязнения. Что мы точно знаем, это то, что сейчас мы должны усилить и поддержать Пластиковый договор и доносить точку зрения экспертов из общественности. !